Международный день гражданской авиации (International Civil Aviation Day) ежегодно отмечается 7 декабря.
Инициатором этого праздника стала Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization,
ICAO),
которая в целях привлечения внимания к успехам международной
гражданской авиации в 1992 году приняла резолюцию, в которой объявила 7
декабря каждого года, начиная с 1994 года, Днем международной
гражданской авиации.
Поводом для
выбора даты
послужила отмечаемая 7 декабря 1994 года 50-я годовщина подписания
Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция,
1944), которая установила
основные принципы, позволяющие осуществлять международные перевозки воздушным транспортом.
В
1996 году по инициативе ИКАО и при содействии правительства Канады
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций официально
признала в рамках системы ООН 7 декабря Международным днем гражданской
авиации.
Целью
Международного дня гражданской авиации является информирование широкой
общественности о вкладе гражданской авиации в социальное и экономическое
развитие государств-членов, а также об уникальной роли ИКАО в
объединении усилий стран по созданию высокоскоростной глобальной
транспортной сети на службе всего человечества.
Международная организация гражданской авиации, являющаяся специализированным учреждением ООН, была
создана в 1944 году для содействия безопасному и упорядоченному развитию международной гражданской авиации во всем мире.
В своей деятельности ИКАО
устанавливает
международные стандарты и правила, выполнение которых государствами
необходимо для обеспечения безопасности, регулярности и экономической
эффективности международных воздушных сообщений. Каждое государство
берет на себя обязательство выполнять и внедрять в свои нормативные
документы ИКАО, регламентирующие деятельность гражданской авиации.
В настоящее время в ИКАО входит
193 государства.
Российская
Федерация является членом ИКАО с 14 ноября 1970 года с учетом
правопреемственности России с 26 декабря 1991 года членства в ИКАО
Советского Союза.
Современный динамичный мир
невозможно представить без авиации, ведь никакой другой вид транспорта не обладает таким преимуществом скорости.
Гражданская авиация
используется
в целях перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; выполнения
авиационных работ в отдельных отраслях экономики (в сельском хозяйстве,
строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций и т.п.);
оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных
мероприятий; экспериментальных и научно-исследовательских работ;
учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий, а также
поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи в
случае стихийных бедствий.
В
некоторых странах ряд удаленных населенных пунктов связаны с внешним
миром почти исключительно воздушным путем. В России 60% территории
страны (около 28 тысяч населенных пунктов)
относится к районам, где авиация зачастую является единственным средством обеспечения круглогодичной транспортной доступности.
Авиатранспортная отрасль
поддерживает
65,5 миллиона рабочих мест и вносит вклад в глобальную экономику в
размере 2,7 триллиона долларов, обеспечивая 3,6% мирового ВВП.
Российская авиатранспортная отрасль в настоящее время
испытывает
беспрецедентное санкционное давление. В частности, закрыто для полетов
российских воздушных судов воздушное пространство в пределах территорий
ряда западных стран, в том числе США и ЕС; проведено одностороннее
расторжение договоров о лизинге более 700 воздушных судов, арендованных
за рубежом российскими эксплуатантами, с одновременным приостановлением
для этих судов действия сертификатов летной годности; 21 российская
авиакомпания бездоказательно внесена ЕС в "черный список" авиакомпаний,
которым запрещен или ограничен доступ на территорию государств-членов
ЕС; Федеральное авиационное управление США безосновательно понизило
рейтинг безопасности полетов для авиакомпаний России.
Государством
на поддержку отрасли был выделен значительный объем средств – почти 145
миллиардов рублей, которые были направлены на сохранение операционной
деятельности авиакомпаний и ряда аэропортов.
Из-за санкций авиакомпании были вынуждены
оперативно поменять свои маршрутные сети,
что создало дополнительные возможности для пассажиров: увеличилось
количество внутрироссийских рейсов и сохранились, в целом, тарифы на
авиабилеты на уровне прошлого года.
По данным Росавиации, российскими авиакомпаниями в 2021 году было
перевезено
111 миллионов пассажиров (в 2020 году – 69,2 миллиона пассажиров), в
том числе на международных рейсах – 23,5 миллиона человек, на внутренних
– 87,5 миллиона человек. Объем перевезенного груза и почты в 2021 году
составил 1,476 миллиона тонн.
Несмотря
на санкционное давление, зарубежные авиакомпании вдвое нарастили
пассажирские перевозки в Россию. За девять месяцев 2022 года их рейсами в
РФ и из страны воспользовались 8,7 миллиона человек (за аналогичный
период 2021 года – четыре миллиона человек). Международный
пассажиропоток российских авиакомпаний, наоборот, сократился – почти на
16%, до 13 миллионов человек,
Сейчас в Россию летают
50 иностранных авиакомпаний.
Из них 39 перевозчиков выполняют пассажирские рейсы, еще шесть –
грузопассажирские. Они летают напрямую в Россию из 26 стран:
Азербайджана, Алжира, Армении, Афганистана, Бахрейна, Белоруссии,
Венесуэлы, Египта, Израиля, Иордании, Ирака, Ирана, Казахстана, Катара,
Китая, Киргизии, Монголии, ОАЭ, Сербии, Сирии, Таджикистана, Туниса,
Туркмении, Турции, Узбекистана и Эфиопии. В 2021 году в Россию летали 69
иностранных авиакомпаний из 49 государств.
На внутренних линиях авиакомпании России за январь-сентябрь 2022 года
перевезли на 60 миллионов пассажиров, что на 11,9% меньше показателя за аналогичный период 2021 года.
Источник