Что изменится в России с 1 марта 2024 года

“Дети дождя”: помощь рядом

Именно взаимодействие педагогов с родителями помогает ребенку социализироваться и стать полноценным членом общества. Фото det-reabilit.soc.cap.ru“Дети дождя”: помощь рядом аутизм ОВЗ

Именно взаимодействие педагогов с родителями помогает ребенку социализироваться и стать полноценным членом общества. Фото det-reabilit.soc.cap.ru

Родители с удовольствием попробовали выполнить упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые им продемонстрировал Николай Соколов. “Дети дождя”: помощь рядом аутизм ОВЗ

Родители с удовольствием попробовали выполнить упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые им продемонстрировал Николай Соколов.

Выставка работ детей с РАС "Мой вернисаж". Фото автора“Дети дождя”: помощь рядом аутизм ОВЗ

Выставка работ детей с РАС "Мой вернисаж". Фото автора

Министр труда и социальной защиты Чувашии Алена ЕЛИЗАРОВА“Дети дождя”: помощь рядом аутизм ОВЗ

Министр труда и социальной защиты Чувашии Алена ЕЛИЗАРОВА

Алевтина ФЕДОРОВА, уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике“Дети дождя”: помощь рядом аутизм ОВЗ

Алевтина ФЕДОРОВА, уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике

Директор Чебоксарской НОШ для обучающихся с ОВЗ № 3 Евгения ОСИПОВА.“Дети дождя”: помощь рядом аутизм ОВЗ

Директор Чебоксарской НОШ для обучающихся с ОВЗ № 3 Евгения ОСИПОВА.

Преподаватель сценической речи и кукловождения студии “Особые-разные-равные” Николай СОКОЛОВ.“Дети дождя”: помощь рядом аутизм ОВЗ

Преподаватель сценической речи и кукловождения студии “Особые-разные-равные” Николай СОКОЛОВ.


0

“На сегодняшний день в республике зарегистрировано 318 детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Методики совершенствуются, но мы видим, что численность таких детей, к сожалению, только увеличивается. А значит, перед нами встает задача — создать все необходимые условия для их полноценного развития и последующей интеграции в жизнь общества”, — с этих слов министр труда и социальной защиты Чувашии Алена ЕЛИЗАРОВА начала круглый стол “Аутизм: проблемы и перспективы”.

В Международный день распространения информации о проблемах аутизма, 2 апреля, в Республиканском реабилитационном центре для детей собрались представители сферы здравоохранения, образования, социальных служб и родители, чтобы обсудить важные для всех участников вопросы. В какую школу отдать особенного ребенка, как развивать его творческие способности, как достичь позитивного родительства?

  • Алевтина ФЕДОРОВА, уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике
    "Хочу выразить благодарность родителям. Вам выпала нелегкая миссия растить особенных детей, которые имеют свое мировоззрение, свое восприятие этого мира. Действительно, надо иметь огромные силы, чтобы принять ребенка, чтобы, зная особенности его развития, вместе со специалистами найти подход, который поможет развиваться, решать те трудности, с которыми сталкивается ребенок в силу этих особенностей. Именно благодаря вашим стараниям дети чувствуют себя хорошо, развиваются и становятся полноценными членами общества".

Что надо знать об аутизме
Аутизм — это расстройство нейроразвития, которое характеризуется нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации. Такие люди избегают зрительного контакта с окружающими, часто сторонятся сверстников, а их поведение кажется окружающим странным или агрессивным.
Причины РАС до сих пор исследуют, в числе основных называют наследственность и влияние окружающей среды. Аутизм нельзя вылечить, помочь может лишь ранняя диагностика, реабилитация и педагогическое сопровождение. Обычно первые признаки заболевания проявляются до двух лет. Обращаться к специалисту стоит, если вы заметили следующие “красные флажки”:

  • ребенок не пользуется указательным жестом,
  • не смотрит в глаза, не улыбается в ответ на улыбку,
  • не реагирует на свое имя или на просьбы, обращенные к нему,
  • не слышит речи, не понимает, зачем к нему обращаются взрослые,
  • не произносит фразу из двух слов к двум годам,
  • не пользуется игрушками по своему прямому назначению.

Люди с аутизмом не способны понять настроение и чувства другого человека. Понимают сказанное вами буквально, с трудом воспринимают нюансы человеческих отношений.  Самые простые действия, такие как разговор на повседневные темы или поход в магазин, даются им с трудом. При этом часто оказываются талантливыми в отдельных областях: в истории, литературе, математике, географии и музыке.
“Дети дождя” могут быть гиперчувствительны к внешним раздражителям: уличному шуму, нахождению в толпе, яркому освещению, определенным вкусам, сильным запахам и прикосновениям. Но при правильной реабилитации люди с аутизмом способны вести самостоятельную жизнь, иметь семью и друзей.


Какую школу выбрать
“Ни одна школа по месту жительства, в которую вы обратитесь со своим ребенком, не откажет вам в образовательных услугах. Но вы должны встать к нам на учет. Мы подключим наши системные структуры сопровождения”, —  говорит директор Чебоксарской НОШ для обучающихся с ОВЗ № 3 Евгения ОСИПОВА.
В нашей республике есть 15 общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные программы. В Чебоксарах это общеобразовательные школы для обучающихся с ОВЗ № 1, 2, 3, начальные школы № 1, 2, 3. У нас в городе это общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ  (ул. Набережная, 13). Существуют успешные практики инклюзивного образования в чебоксарских гимназии № 5, школе № 65. Ресурсный класс для детей с ОВЗ готовится к открытию и в школе № 45 столицы Чувашии.
“В ходе проведенного мониторинга образовательных потребностей семей, где растут дети с РАС, выяснилось, что одной из наи­более волнующих проблем стала нехватка специалистов. По нормативам один тьютор ведет до шести учеников, но если речь заходит про детей с РАС, то там уже соотношение должно сводиться один к одному”, — заметила Евгения Осипова.

Где и как развивать творческие способности
Чувашский государственный театр кукол регулярно проводит фестиваль для особенных детей “Одинаковыми быть нам необязательно” с показом спектакля “Сколько цветов у радуги?”. В 2019 году при театре открыли студию “Особые-разные-равные”.
Детки с ограниченными возможностями здоровья не только занимаются в студии, но и уже выступают на сцене. Демонстрируют свои таланты на премьерах инклюзивных спектаклей. “Театральное искусство и творчество в целом как ничто другое может помочь ребенку социализироваться, научить общаться с окружающими. Не важно, какими способами: жестами, текстом или эмоциями. Искусство учит общению не словами, а душой, энергетикой”, — рассказал преподаватель сценической речи и кукловождения студии “Особые-разные-равные” Николай СОКОЛОВ.
Действительно, обучение в игровой форме проходит гораздо веселее. А главное, развивает те навыки, которые в обыденной жизни детям с РАС тяжело даются. Например, планшетная кукла управляется как минимум тремя людьми, так как каждая трость отвечает лишь за одну конечность. Для того чтобы кукла “ожила”, начала двигаться, говорить, что-то делать, ребята должны действовать в группе сообща.
“Даже такое простое с виду управление куклой заставляет мозг работать. А когда ребенок начинает эмоционально подключаться к кукле, когда входит в роль, перевоплощается в своего персонажа, он развивается как личность. И вся прелесть выступлений ребят в инклюзивных спектаклях в том, что они становятся артистами, раскрываются”, — уверен Николай Соколов.

А как родители могут помочь себе
В Республиканском реабилитационном центре для детей проходит тренинг родительских навыков “9 шагов” для семей, воспитывающих детей с особенностями развития. Программа разработана группой специалистов по заказу Всемирной организации здравоохранения. Основана она на принципах позитивного родительства и поведенческих подходах, формирующих совмест­ную вовлеченность ребенка и взрослого.
За девять занятий родители научатся вовлекать ребенка в совместную деятельность, поддерживать заинтересованность, коммуницировать с ребенком, предотвращать нежелательное поведение, развивать новые навыки и при этом не забывать о себе, оставаться в хорошей форме и в хорошем настроении.
Если вам интересно, справки можно получить по тел. 28-67-59. Центр находится по адресу: Чебоксары, проспект Мира, 31.
О программе высказалась мама четырехлетнего мальчика с РАС Любовь: “Спасибо центру за тренинг “9 шагов”. Нашу семью пригласили, мы туда с удовольствием ходим. Эта программа позволяет заново научиться общению со своим ребенком. Занятия проходят в группах по пять-шесть человек, есть возможность пообщаться с другими родителями, поделиться своими переживаниями, тревогами, проблемами. Приходит понимание, что мы не одни”.

***

ЦИФРЫ
32899 человек — общая численность лиц с РАС в России, из них 8089 — дети дошкольного возраста. 19852 ребенка получают начальное, основное и среднее общее образование. 90% всех обучающихся с РАС получают образование очно (по данным мониторинга органов исполнительной власти субъектов РФ на 2020 год).


  • Именно взаимодействие педагогов с родителями помогает ребенку социализироваться и стать полноценным членом общества. Фото det-reabilit.soc.cap.ru
  • Родители с удовольствием попробовали выполнить упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые им продемонстрировал Николай Соколов.
  • Выставка работ детей с РАС "Мой вернисаж". Фото автора
  • Министр труда и социальной защиты Чувашии Алена ЕЛИЗАРОВА
  • Алевтина ФЕДОРОВА, уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике
  • Директор Чебоксарской НОШ для обучающихся с ОВЗ № 3 Евгения ОСИПОВА.
  • Преподаватель сценической речи и кукловождения студии “Особые-разные-равные” Николай СОКОЛОВ.