Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Исцеловать каждого, чтобы пришли еще. Продавцы о своей работе

Наталия Голубчикова уверяет, что у них всегда все самое свежее и качественное, покупателей никогда не обсчитают и не обвесят, их любят и ценят.Исцеловать каждого, чтобы пришли еще. Продавцы о своей работе Человек труда Профессионал

Наталия Голубчикова уверяет, что у них всегда все самое свежее и качественное, покупателей никогда не обсчитают и не обвесят, их любят и ценят.

Екатерина Мадянова понимает постоянных клиентов с полуслова, только они зайдут в магазин, а она уже знает, что будут покупать.Исцеловать каждого, чтобы пришли еще. Продавцы о своей работе Человек труда Профессионал

Екатерина Мадянова понимает постоянных клиентов с полуслова, только они зайдут в магазин, а она уже знает, что будут покупать.

Елена Миронова — счастливый человек: ходит на работу как на праздник.Исцеловать каждого, чтобы пришли еще. Продавцы о своей работе Человек труда Профессионал

Елена Миронова — счастливый человек: ходит на работу как на праздник.


0

Мы с ними видимся каждый день, они знают о наших вкусовых и других пристрастиях, да и о характерах наших имеют четкое представление. Они — работники сферы обслуживания, продавцы. Мы познакомились с некоторыми представителями этой профессии по­ближе. Выбрали тех, у кого особенно нравится отовариваться.

Первым делом отправились в магазин, расположенный недалеко от редакции газеты “Грани”, — в “Санар”.
Нас встречают за прилавками Наталия и Екатерина. Их улыбки спрятаны за масками, но зато глаза притягивают как магнит, они светятся мягким добрым светом. Женщины определенно на своем месте, хотя продавцами стать не мечтали.

Вместо электронных плат — прилавок
Наталия Голубчикова, коренная новочебоксарка, впервые встала за прилавок в 2003 году в магазине № 14 (“Школа”). В “Санаре” работает с 2018 года.
Образование у нее среднее специальное, техническое: в начале двухтысячных выучилась на электрика ЭВМ, но дальше практики монтажницей по сбору плат на “Эларе” дело не пошло.
“В то время устроиться на работу на завод было нереально, везде сокращения, — вспоминает Наталия. — Встала на учет на бирже труда, и когда мне предложили устроиться продавцом, согласилась”.
Признается, работа сложная, очень нервная, потому что приходится постоянно общаться с большим количеством самых разных людей, среди которых встречаются и граждане с плохим настроением, и со сложными характерами.
“Мне моя работа нравится за общение, у нас точно не бывает скучно, — делится Наталия, — много постоянных покупателей, с которыми мы уже хорошо знаем друг друга. К примеру, приходит клиент, и мы знаем, за чем он пришел. “Холодильник открываем?” — “Открываем!” — “Ту самую?” — “Ту самую!” Женщина забирает колбасу со словами: “Я только у вас ее беру”.
“Нам вот такие, с кремом”, — берет двухслойное печенье следующая постоянная клиентка. Продавец с первых слов понимает, что нужно покупателю.

Не учите нас работать
В большинстве случаев между покупателем и продавцом происходит обмен положительной энергией, звучат слова благодарности, иногда дарятся шоколадки и другие вкусности, и тогда дело спорится, работается легко.
Но порой на продавцов обрушиваются недовольство, капризы, грубость.
“Бывает, столкнешься с таким шквалом негатива, что хочется всё бросить и уйти. Но плохое быстро забывается”, — улыбается Наталия. И добавляет: “Когда приходит сложный клиент, стараешься оставаться спокойной, что бы ни происходило, продолжаешь расспрашивать, чего он желает. О чем бы мы попросили покупателей? Быть спокойнее, уважать друг друга. Чтобы не подсказывали, как работать, за столько-то лет мы и сами всему научились. А то многие стараются поучать: “Это вы не так взяли, ценник не такой должен быть”.

Бабушка была продавцом

Екатерина Мадянова родом из Мариинско-Посадского района, в Новочебоксарске живет уже давно.
Выучилась на продавца по примеру своей бабушки, которая много лет простояла за прилавком деревенского магазина. В этой профессии наша героиня с 2006 года, начинала работать в 30-м магазине Новочебоксарска (“Сфера”).
“Хотела в медицину пойти, но не получилось, — делится Екатерина. — Профессия продавца точно не для всех. Здесь могут задержаться только мягкие, терпеливые, коммуникабельные и понимающие. Денег много не заработаешь, а работа нервная с большой эмоциональной нагрузкой. Раньше люди другие были: спокойнее, добрее, к продавцам лучше относились. А сейчас наш престиж упал, покупатель часто капризный. Все умные, указывают нам, что и как делать, права качают, информации-то много сейчас в свободном доступе. Может, так происходит, потому что жить сложнее стало, мошенничества кругом много, вот народ и озлобленный”.
По словам Екатерины, спасает от профессионального выгорания продавцов то же общение, но с позитивными клиентами, которые и хорошего дня пожелают, и добрую шутку отпустят, поблагодарят от всего сердца.

Я на работе отдыхаю

Абсолютно согласна с коллегами и продавец бакалеи в “Заре” с 26-летним стажем работы Елена Миронова. Она живет в нашем городе с 9 класса (училась в 11-й школе), а приехала в Новочебоксарск из Архангельска.
С середины 1990-х начала работать продавцом сначала в хозяйственных отделах, а по­следние 16 лет “на продуктах”, если конкретнее — на крупах.
“В детстве я не мечтала о профессии продавца. Ходила в бассейн, занималась легкой атлетикой, восемь лет отучилась в музыкальной школе, выступала в театре. Мечтала стать врачом, но получилось выучиться на продавца. На работу в то время было сложно устроиться, а жить на что-то надо. Но мне моя профессия понравилась с первых дней, это точно мое! Общение с людьми, возможность помочь, подсказать, убедить, угодить, а потом хорошие отзывы слышать — вот за это обожаю свою работу, я на ней отдыхаю.
Покупатели, конечно, разные, но я к каждому нахожу подход. Главное — терпение. И умение не принимать всё близко к сердцу, что-то плохое можно переиначить, обратить в шутку, посмеяться вместе. С грубостью и нежеланием общаться в продавцы лучше не идти. И не поленишься у нас. Клиенты любят, чтобы им уделяли максимум внимания. Их нужно исцеловать от и до, чтобы они пришли к вам еще.
Большинство продавцов — отличные психологи, мы и истории выслушиваем, и успокаиваем, и советы у нас спрашивают. Если видно, что покупатель не хочет разговаривать, промолчу. Если хочет поделиться — выслушаю. Вижу сразу, готов ли клиент заплатить больше или он будет искать подешевле”, — делится Елена.

Пришел за спичками, называется
Елена призналась, что все продукты пробует сама, чтобы быть уверенной в том, что предлагает, радуется, что не на колбасе стоит, а то так и поправиться недолго. Никогда не старается “раскрутить” клиента, а объясняет, почему лучше взять какой-нибудь продукт подороже. И как правило, клиент убеждается, что это был правильный выбор, приходит в магазин снова.
“Как-то пришел парень за спичками, — вспоминает Елена, — попросил еще пакет, я ему одно, другое предложила, так он с полным пакетом и ушел: взял рис, гречку, макароны. Сходил за спичками, говорит. Через какое-то время снова приходит со словами: “Я за спичками. Есть та самая хорошая гречка?”


Бабушка полбу хочет

А бывают совсем анекдотические ситуации.
“Пришла как-то постоянная покупательница, бабушка 70 лет, она у меня лет 10 отоваривается: “Давай предлагай, что мне надо”. Полчаса ее обслуживала, продуктов полную сумку набрали. Спрашивает: “А что у вас новенького есть?” А у нас крупа полба появилась. Я ей: “А полбу не хотите?” Она стоит, смотрит недоуменно, напротив смеются. Тут я поняла и тоже рассмеялась: “Полба — это крупа такая!” Теперь она приходит со словами: “Бабушка полбу хочет!”
У Елены всегда есть выручка, к ней приезжают из Мариинского Посада, Чебоксар. Знакомые, а это те самые довольные клиенты, встречаются практически везде: “Узнают в банке, садике, в больницах, подходят, улыбаются, общаются, спрашивают, сколько стоит сахар, гречка. В прошлом году одна моя покупательница, которая оказалась медиком, спасла меня. Я себя месяц плохо чувствовала, отправили меня на кардиограмму, а там она. Увидела изменения в сердце, сразу сама лечение назначила, никуда отправлять не стала. Я всё сделала, как мне она сказала, и вылечилась”.

Давайте жить дружно!
Профессия продавца действительно перестала быть столь же почетной, престижной, какой была лет 30-40 назад, и зарплаты сейчас несопоставимы с теми временами. Тогда побаивались продавцов, часто мирились с их грубостью и хамством, они были важными персонами.
А сейчас иной раз работников сферы обслуживания жалко становится: обращаются с ними порой из ряда вон плохо и часто так, будто продавцы всем должны.
Хочется сказать: давайте жить дружно! Уважайте друг друга, относитесь к человеку так, как хотели бы, чтобы он относился к вам. Пусть вокруг будет больше позитива, ведь “от улыбки хмурый день светлей”. И жить нам вместе будет гораздо приятнее!

Регина Максимова
  • Наталия Голубчикова уверяет, что у них всегда все самое свежее и качественное, покупателей никогда не обсчитают и не обвесят, их любят и ценят.
  • Екатерина Мадянова понимает постоянных клиентов с полуслова, только они зайдут в магазин, а она уже знает, что будут покупать.
  • Елена Миронова — счастливый человек: ходит на работу как на праздник.