Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Навязчивый бизнес

Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир ГРУЗДЕВ Навязчивый  бизнес новое в законах наши права

Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир ГРУЗДЕВ


0

Госдума РФ готовит к первому чтению законопроект, детально прописывающий перечень недопустимых условий в договорах с потребителями. Предлагаемые по­правки призваны защитить граждан от навязанных услуг. С инициативой выступило Правительство России.
По закону потребитель может в любое время отказаться и от уже купленной дополнительной услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов. Однако проблема в том, что сегодня гражданину приходится долго и тяжело судиться за свои права. А отказаться от так называемого “щедрого предложения” заранее нет возможности, потому что никто договариваться с человеком не собирается. Либо плати и уходи, либо просто уходи.
Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир ГРУЗДЕВ отметил, что на практике нередко в договоры с потребителями включаются условия, которые противоречат закону и неоднократно признавались в судах недопустимыми.
“Подготовленный законопроект повышает гарантии защиты прав потребителей и предусматривает перечень условий, ущемляющих их права. Инициатива запрещает отказывать человеку в исключении из договора неправомерных условий”, — пояснил юрист.
Говоря иначе, теперь не придется спорить по каждому пункту, насколько он допустим. В законе все пропишут настолько конкретно, что спорить, по сути, будет не о чем.
“Инициатива предусматривает сроки компенсации потребителям убытков, возникших из-за включения в договор неправомерных условий. Требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня их предъявления потребителем. Для коммерсантов делать вид, что не знают и не понимают законы, будет себе дороже. Всем, кто хочет заработать на нас, простых гражданах, придется запомнить: бизнес должен быть ненавязчивым. Нельзя заставлять человека покупать больше, чем ему нужно, не то, что ему нужно, и то, что ему совсем не нужно”, — пояснил председатель правления АЮР.


СПРАВКА

Список важных “нельзя” для обслуживающих организаций:

  • вводить штрафы и неустойки для клиентов;
  • вводить фейсконтроль: обслуживать или не обслуживать кого-то по собственному усмотрению;
  • навязывать дополнительные платные услуги.

Всего в законопроекте перечислено 13 условий, но подчеркнуто, что список может быть расширен.


Из судебной практики

Жительницу Волгограда, гражданку Е., обратившуюся в банк за кредитом, сотрудники уговорили подключить сервис-пакет “Финансовая защита”, стоивший 66 тысяч рублей. Всего в качестве кредита ей было выдано 499 тысяч рублей под 19,7% годовых сроком на 51 месяц.
Но из почти полумиллиона 66 тысяч банкиры сразу списали за навязанную услугу. Из-за процентов для должницы в конечном счете эти 66 тысяч превратились бы примерно в 120 тысяч, которые необходимо было бы вернуть. Но женщина передумала и решила остаться “беззащитной”, но с деньгами.
Банкиры в свою очередь отказались добровольно отключать услугу, ссылаясь на то, что она согласилась добровольно. Однако областной суд объяснил, что дополнительные услуги — это не цепи, человек вправе сбросить их в любой момент.
В результате истице средства вернули.


  • Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир ГРУЗДЕВ