Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Отпуск на колесах, или Как мы покорили Байкал

В монастыре, что на Лысой горе в Улан-Удэ, нас встретила статуя Будды высотой шесть метров.Отпуск на колесах,  или Как мы покорили Байкал Путешествуем по России

По дороге в Иркутск нас встретили мальтийские мамонты.Отпуск на колесах,  или Как мы покорили Байкал Путешествуем по России

По дороге в Иркутск нас встретили мальтийские мамонты.

Созерцать величественный Байкал лучше в компании. Скульптура “Байкальская нерпа”.Отпуск на колесах,  или Как мы покорили Байкал Путешествуем по России

Отпуск на колесах,  или Как мы покорили Байкал Путешествуем по России

Отпуск на колесах, или Как мы покорили Байкал

На второй год пандемии мечтать об отпуске за границей мы не стали. А вот несбыточная мечта поехать на своей машине на озеро Байкал вдруг стала реальностью.

Какое-то время заняла подготовка машины к путеше­ствию, составление плана поездки. Наконец долгожданный день наступил, и наш экипаж из пяти человек (я с мужем, моя мама и сын со своей девушкой) отправился в путь.

Кунгурские пещеры

Если вы когда-нибудь последуете нашему примеру и отправитесь к Байкалу на машине, обязательно посетите пещеры неподалеку от города Кунгур Пермского края. Их возраст — 10-12 тысяч лет. Это единственные в мире гипсовые пещеры с обширным обледенением. В их центре даже летом температура не поднимается выше минус пяти градусов.

Мы предусмотрительно взяли с собой теплую одежду. Из двадцатиградусного тепла, сделав небольшой переход по узкому туннелю, в сопровождении гида оказываемся в ледяном гроте.

Лучше, чем слушать рассказы, увидеть это самому: сталактиты и сталагмиты изо льда, сказочная подсветка, ледяные фигурки, подземные озера с кристально чистой водой. Глубина их доходит до пяти метров, а кажется, что до дна можно достать рукой.

Дальше по пути мы увидели “органные трубы” — уникальное природное образование. Они представляют собой вертикальные шахты (самая длинная 22 метра), соединяющие подземные гроты пещеры с поверхностью земли. А свое название получили благодаря постоянно издаваемым звукам, которые вызывает проходящий по шахтам воздух.

За полтора часа, проведенные в пещере, мы прошли 1500 метров и получили массу положительных эмоций. Немного замерзли, но тем сильнее были рады летнему солнышку.

Дорога

Сутки проходили за сутками. Дети записывали, какие регионы мы уже проехали, мама следила за сменой часовых поясов. После отдыха в Тюмени у родственников последовала большая остановка в Новосибирске, где тоже живет родня.

Проехали Новосибирскую, Кемеровскую области, Красноярск оставили по правую руку. Пересекли Енисей.

Но чего мы совсем не ожидали, так это по дороге в Иркутск увидеть поворот на... Мальту. Как выяснилось, Мальта — это село, его название происходит от бурятского “черемуха”. В XIII тысячелетии до нашей эры здесь находилась стоянка древнего человека и обитали мамонты. Хижины древних людей были построены из костей животных, а женские фигурки, обнаруженные здесь же  и сейчас хранящиеся в Эрмитаже Санкт-Петербурга, вырезаны из бивней мамонта.

И вот уже перед нами Иркутск — старинный сибирский город, основанный в 1661 году. До Октябрьской революции был в основном купеческим городом, процветавшим на российско-китайской торговле, а позднее и на золотопромышленности. Расположен Иркутск на Ангаре, единственной реке, вытекающей из озера Байкал. До цели совсем немного.

Здравствуй, великий Байкал!

В частном доме неподалеку от озера Байкал (5-10 минут ходьбы) мы заранее сняли три комнаты с кухней. Немного передохнув, отправляемся к цели нашей столь долгой поездки.

Туристическим центром города Байкальск является набережная со скульптурой “Ухо Байкала”. Считается, что ухо помогает Байкалу услышать наши заветные желания. Скульптура сделана из железных труб, выгнутых вручную. В верхней части подвешены небольшие железные цилиндры, которые от ветра колышутся и создают его особую музыку.

Туда мы и отправились. Байкал был неспокоен и встретил нас волнами. Фото на его фоне в обнимку со скульптурой “Байкальская нерпа” — так завершился наш первый день знакомства с чудом природы.

День в заповеднике

На каждый день нашего пребывания в Байкальске у меня был свой план, но погода внесла свои коррективы. Увы, следующий день выдался пасмурным, и мы решили провести его в Танхое. В байкальском заповеднике 22 экологические тропы разной сложности и протяженности. Они берут свое начало из центральной усадьбы заповедника. Мы выбрали две самые простые, не требующие специальной подготовки и снаряжения.

Экотропа “Верховые болота” протяженностью 2,6 км проходит по уникальной системе экоболот, где произрастают редкие растения. Дорога покрыта ровным деревянным настилом, а вдоль размещены стенды с познавательной информацией о флоре и фауне заповедника. Тропа “Кедровая аллея” протяженностью 900 метров пролегает вдоль молодых кедров и сосен, среди которых растут грибы и ягоды (черника, малина, на болоте — клюква). Конечно же, мы их попробовали.

Гуляя по заповеднику, увидели бурундуков, которые, не стесняясь, перебежали нам дорогу, сели на пенек и спокойно начали грызть кедровые орешки.

Улан-Удэ и бурятская кухня

На следующий день мы отправились в столицу Бурятии Улан-Удэ, она находится в 300 километрах от Байкальска. Места, где стоит город, помнят древних кочевников, Чингисхана, китайские имперские войска и русских казаков, которые и основали этот город, построив Удинский острог. Когда-то здесь проходил Великий чайный путь. Красивейший вид на город и окрестности открываются с самой высокой точки — Лысой горы, где находится буддийский монастырь (дацан).

Мы совершили обход дацана по часовой стрелке, ударили в Колокол четырех печатей, по­пробовали правильно крутить “хурдэ” — молитвенные барабаны с мантрами, после чего зашли внутрь. Нас встретила шестиметровая статуя Будды.

Впечатленные красотой убранства, мы погуляли по местному Арбату, пешеходной улице Ленина, в кафе-юрте познакомились с бурятской кухней. Попробовали “бухэлеэр” (говядину в бульоне), “хушуур” (похож на чебурек) и “буузы”, которые очень похожи на манты, но с отверстием наверху.

Пляж на озере

Еще один день мы посвятили знакомству с самим Байкальском. Если вам доведется здесь побывать, обязательно купите билеты на канатную дорогу и поднимитесь на Соболиную гору. Зимой это популярный горнолыжный курорт, а нам летом открылся прекрасный вид на Байкал.

В тот же день мы отправились на пляж. Назвать так береговую часть озера трудно, но народ здесь все равно отдыхает. Мы тоже решили искупаться. Вода оказалась не столь холодной (градусов 17), поэтому следом за мной искупались мама и дети.

На этом мы не остановились и, расспросив отдыхающих, отправились на Гранатовый пляж. Здесь берег с красно-бордовым песком. Цвет такой он имеет от природного минерала гранат альмандин. Как и множество туристов, мы тоже прогулялись по пляжу и еще раз искупались в озере, где вода очень чистая и прозрачная, а к ногам твоим подплывают стаи мелких рыбок.

В завершающий наше путешествие день на Байкале мы вновь пересекли границу Иркутской области и Бурятии, только теперь не в восточном, а в южном направлении. Перед нами простирались горы. В поселке Жемчуг расположены горячие минеральные ванны. Вода с содержанием метана, сероводорода и радона поднимается с глубины около 800 метров. Температура в различных ваннах колеблется от 36 до 50 градусов. Мы выбрали погорячее, так как на улице было прохладно и моросил дождь. После ванн продегустировали теперь уже монгольскую кухню. Попробовали “цуйван” — лапшу с овощами и мясом.

Что в итоге

Обратный путь в родную Чувашию занял меньше времени, так как мы уже не делали длительных остановок. И вот спустя несколько дней мы снова дома. Пройден путь в 11 тысяч километров, пересечены пять часовых поясов, посещены 16 регионов России.

Машина нас не подвела. Мы тоже оказались очень дружной и сплоченной командой. Восемнадцать дней тесного общения и взаимопонимания. И как было сказано в конце пути: бабушку нужно наградить, а детей можно женить!

Фото из семейного архива автора

Елена СЕЛИВАНОВА
  • В монастыре, что на Лысой горе в Улан-Удэ, нас встретила статуя Будды высотой шесть метров.
  • По дороге в Иркутск нас встретили мальтийские мамонты.
  • Созерцать величественный Байкал лучше в компании. Скульптура “Байкальская нерпа”.