Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Проверь свои знания! Ответы региональной части “Большого этно­графического диктанта”

0

В прошлом номере (см. “Грани” № 83 за 10 ноября) мы публиковали вопросы региональной части “Большого этно­графического диктанта”. Пришло время сравнить свои ответы с правильными. 


1) Эрне кун (пятница).

В древности у чувашей выходным и первым днем недели была пятница, поэтому она называется эрне кун (эрне — неделя, кун — день, то есть “день недели”).


2) Николай Ашмарин.

Николай Иванович Ашмарин (1870–1933) — тюрколог и чувашевед. На протяжении всей научной деятельности собирал, описывал произведения разных жанров чувашской устной словесности, изучал религиозно-обрядовые основы чувашской народной культуры, анализировал особенности чувашских диалектов и говоров. Мировую известность ему принес труд “Словарь чувашского языка” из 17 томов, который вобрал в себя огромное богат­ство устно-поэтического творчества чувашского народа.


3) Вупӑр.

Вупӑр — злой дух в чувашской мифологии. Вупӑр наваливается на спящих людей, вызывая удушье и кошмары. Таким способом он поправляет свое здоровье. Мужчин вупӑр давит в облике девушки, а женщин — в облике мужчины. Спящий человек при этом не может пошевелиться и что-либо сказать. Вупӑр может навести порчу, болезнь “вупӑрлӑ хаяр” (“зло вупӑра”), напасть на животных.


4) Алтайской.

Чувашский, татарский и башкирский языки входят в тюркскую группу алтайской языковой семьи.


5) Улӑп.

В ранних фольклорных сюжетах Улӑп — мифический герой с богатырской силой. Он берет лошадь и хозяина вместе с сохой под мышку, вырывает деревья и, используя их в качестве оружия, сражается с противниками, прекрасно владеет луком. Он имел гигантский рост, огромную голову, глаза, сверкающие как молния, голос — гром небесный. Из земли, которую он вытряхивал из своих лаптей, образовались курганы.


6) Алмуш.

Алмуш/Алмас — царь Волжской Болгарии с 895 по 925 гг., поддерживал развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли.


7) Ниме.

Чувашский обычай взаимопомощи ниме (помочь) применялся при уборке зерна, сена, земельных работах, строительстве домов, ремонте мостов и дорог, устройстве запруд, лесоразработках, установке полевых ворот и ограды, рукоделии, обработке шерсти и льна и т.д. Предводитель обряда ниме пуçӗ объезжал деревню и земельные участки с красным флагом, призывая кресть­ян песней ниме юрри присоединиться к помощи. Чуваши дружно собирались в указанном месте и приступали к работе. Помогающие доволь­ствовались одним угощением. Вместе с тем отказ от участия в ниме резко осуждался общественным мнением.


8) Хуплу, шӑрттан.

Шӑрттан — мясное блюдо традиционной чувашской кухни. Готовили из баранины: тщательно промытый желудок начиняли мелко нарезанным и хорошо подсоленным жирным мясом без костей, зашивали суровыми нитками и запекали на сковороде в печи в несколько приемов в течение 3-4 дней. 

Хуплу — традиционное блюдо чувашской кухни, род закрытого пирога круглой формы из пресного, чаще всего сдобного, теста. Между двумя лепешками теста укладывается многослойная начинка, состоящая из картофеля, пшеничной или пшенной крупы, мяса, сала.


9) Хушпу

Хушпу — нарядный головной убор замужней женщины, украшенный монетами, бисером и др.


10) Сӗрен.

Сӗрен — обряд изгнания злых духов и болезней. Участники собирались на восточной окраине села. Выбирали главу обряда, старосту, десятского, казначеев и других “должностных” лиц. После молитвы направлялись к крайнему дому с обрядовой песней под наигрыш пузыриста. Десятский палкой стучал в ворота. Пришедшие входили в жилище, совершали ритуальное хлестание прутьями членов семьи, углов и стен избы, при этом произносили заклинания, изгоняя таким образом злых духов и вызываемые ими болезни. Затем хозяева угощали пришедших. Обойдя деревню, участники обряда возвращались на окраину села, разводили костер и варили кашу. Прутья сжигали.

По материалам составителей региональной части “Большого этнографического диктанта” 

подготовила Екатерина ШВАРГИНА