Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Технология или трудовое воспитание?

Кабинет домоводства в школе № 16. Фото Марии СМИРНОВОЙТехнология или трудовое воспитание? проблема

Кабинет домоводства в школе № 16. Фото Марии СМИРНОВОЙ


1

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева после своего назначения в августе прошлого года высказалась по многим ключевым направлениям сферы образования. Не обошла стороной и тему трудового воспитания в школах.

В ноябре 2016 года “Грани” организовали в стенах редакции круглый стол “Как не вырастить белоручку?”. Свои советы по этой теме дали представители общественности, управления образования, Центра мониторинга образования Новочебоксарска. Собравшиеся тогда пришли к выводу, что очень важен родительский пример и отношение самих пап и мам к трудовому воспитанию несовершеннолетних.
К примеру, сейчас согласно Закону “Об образовании в РФ” родители учеников должны дать согласие на привлечение их ребенка к общественно полезному труду. Только в этом случае детей могут попросить помыть доску, парты (обычно в конце четверти), принять участие в субботнике.
Выходит, без сотрудничества школы и семьи ни о каком трудовом воспитании в школе не может идти и речи. Тогда чему учат на уроках труда (теперь это предмет “технология”) в современной школе? Мы решили это выяснить.

Уроки технологии
Кабинет домоводства в старейшей (из действующих) в Новочебоксарске школе № 2 недавно переехал на третий этаж, под него отвели более просторное помещение. Некоторым диссонансом на фоне свеже­окрашенных стен, нового линолеума, мебели и пластиковых окон смотрятся пять старых разномастных швейных машинок. “Все исправны”, — заверила директор школы Людмила Охотникова.
Машинки эти попали в школу разными путями, одну, например, не стали выбрасывать, а принесли в учебное заведение жители микрорайона, другую подарили школе на 45-летие. Электриче­скую плиту передала выпускница второй, ныне предприниматель, после закрытия своего предприятия общественного питания.
Примечательно, что воспитанницы педагога второй школы Марины Тетериной ежегодно побеждают на олимпиадах по предмету “технология”. В этом году девятиклассница Лиза Самойлова заняла первое место на муниципальном этапе (республиканский пройдет в начале следующего года), в прошлом году ученицы М.Тетериной стали призерами республиканской олимпиады.
“В нашем микрорайоне много домов секционного типа, с общей кухней. Условия, сами понимаете, не самые лучшие. Поэтому в школе мы хотим обеспечить всем по максимуму. Уверена, что навыки шитья и кулинарии пригодятся нашим ученицам, на то и направлен предмет “технология”, — поделилась Людмила Охотникова. — Ну а мальчики должны знать, с какой стороны браться за инструменты и как ими пользоваться. Столярный класс полностью исправен, слесарный пока на ремонте, но будет вскоре введен в эксплуатацию”.
“Как и другие школы Новочебоксарска, в 2012 году мы получили комплект столярных верстаков, три учебных станка для класса технологии в рамках федеральной программы по модернизации системы образования, — пояснил директор школы № 16 Игорь Пайков, демонстрируя оборудование. — Тогда же класс для девочек пополнился кухонным комбайном, оверлоком, микроволновой печью, новым холодильником. Швейные машинки (10 штук) с ножным приводом и две электрические плиты держатся в рабочем состоянии с основания школы (в следующем году 16-й исполнится 30 лет).
В школьном расписании в 5-7 классах значатся два урока технологии в неделю, в 8 классах — один. В 9 классах на смену технологии приходит проф­ориентация, с ребятами один урок в неделю занимается психолог”.
Достаточно ли этого? Александр Осокин, директор школы № 19: “Задача уроков технологии — сформировать у мальчиков и девочек умения, которые им понадобятся в обычной жизни. Суще­ствующих рамок преподавания предмета, считаю, недостаточно. Поэтому в нашей школе уроки технологии есть в расписании даже 10 и 11 классов. В конце обучения девочки устраивают творческий вечер, на котором демонстрируют соб­ственные достижения: наряды, шитье, рукоделие.
Недавно мы провели Интернет в мастерские, чтобы ребята могли смоделировать изделие, а потом воплотить его в реальность на станке. Пока только мечтаем об оснащении мастерских современным оборудованием, например, 3D-прин­тером”.

Вместо послесловия
Очистить школьный двор деревянными лопатами от снега, а потом пойти смоделировать на компьютере робота и изготовить его на 3D-принтере... Вырастить на приусадебном участке цветы и сшить своими руками красивое платье, а потом выступить в нем на научной конференции со своей компьютерной программой... И то и другое необходимо для гармоничного развития личности ученика. Но как их совместить в рамках одного предмета “технология”? Очевидно, что нужны перемены. Значит, слово за Минобрнауки России.
***

  • Без трудолюбия, без навыков трудиться мы не можем жить. Леность — основа порока. С этого года (2016‑го. — Прим. ред.) методические рекомендации по трудовой деятельности будут разработаны. Со следующего года будут потихоньку вводиться. При этом сельские школы должны сами организовать учащимся обучение основам аграрного производства.
    Ольга Васильева, министр образования и науки РФ

     

***

Комментарии

Антон Ширшов, начальник отдела дошкольного и общего образования Минобразования Чувашии: Пока о вводимых изменениях в преподавании уроков технологии в школах Мин­обрнауки РФ ничего не сообщало. Однако нет никаких препятствий для организации совместного УПК школы и учреждения среднего профессионального образования. К примеру, такую форму взаимодействия со школами активно использует Новочебоксарский химико-механический техникум по компетенции “сетевое администрирование”.  
В целом же в России все больше внимания уделяется развитию технического творчества школьников: робототехники, конструирования и 3D-моделирования.
Наталья Ширшова, заместитель председателя управляющего совета гимназии № 6: Уроки трудового воспитания, или технологии, как ни назови предмет, а для правильного развития ребенка он необходим. У меня дочь, поэтому знаю, что кабинет домовод­ства в гимназии оборудован всем необходимым. У мальчиков, слышала, тоже.
Заявление о том, чтобы ребенка привлекали к общественно полезному труду, в нашем классе написали все родители. Папы и мамы понимают, к чему может привести воспитание белоручек.
Дарья, 7 класс: Девочки из нашего класса делятся на две примерно равные группы. Одним технология нравится, другие говорят, что это им в жизни не пригодится. Сейчас, например, мы проходим шитье юбки.
Что бы я изменила в преподавании? Уменьшила бы количество теории и увеличила бы практическую часть.

  • Кабинет домоводства в школе № 16. Фото Марии СМИРНОВОЙ

Комментарии

Изображение пользователя Екатерина 15.

уроки труда ведут по старым программам, шьют ночные сорочки и юбки, которые никто уже не носит! Ткани дорогие, покупать на урок труда нормальную ткань жалко, поэтому мамы дают ситец. Кто это будет носить? Как может нормально работать класс на 5 машинках, еще и старых? Приходится в атлеье относить, иначе 2. Сейчас нет дефицита, проще купить, чем сшить. Шить дорого, кругом китайские вещи. Так что этот метод устарел! пусть лучше игрушки и поделки шьют, материала мало уходит, работа несложная и можно подарить. А кто горит желанием шить могут пойти на курсы или поступить в ПТУ на швею. А в школе и так нагрузка большая, чтобы еще шитьем заниматься. 

 

Изображение пользователя Marietta.

 “Задача уроков технологии — сформировать у мальчиков и девочек умения, которые им понадобятся в обычной жизни" - этим всё сказано!

Чтобы научиться шить,не надо начинать с бальных платьев!:))) Ещё Я.А. Коменский говорил и настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному!

Что касается уроков труда?... Да, они нужны! Детей(особенно городских!) надо научить хотя бы элементарным навыкам и с малых лет приучать их уважать труд других,а это без уроков труда невозможно. Вспомните слова А.С.Макаренко:"Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры".Я уверена, что школьник,уважающий труд других,не бросит фантик под парту или в коридоре и не посмеет пройти в класс или школу в грязной обуви.