Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Тренер конноспортивной школы Наталья Иванова о воспитании лошади, всадника и профессии

Наталья Иванова (слева) со своей воспитанницей Евгенией Мартыновой и конем по кличке Пробег. Фото автораТренер конноспортивной школы Наталья Иванова о воспитании лошади, всадника и профессии Дела и люди

Наталья Иванова (слева) со своей воспитанницей Евгенией Мартыновой и конем по кличке Пробег. Фото автора

Наталья Иванова на лошади по кличке Ватерлоо на соревнованиях по конкуру.Тренер конноспортивной школы Наталья Иванова о воспитании лошади, всадника и профессии Дела и люди

Наталья Иванова на лошади по кличке Ватерлоо на соревнованиях по конкуру.

Прежде чем сесть в седло, юные спортсмены учатся быту конюшни. Уход за лошадью и уборка в деннике помогают найти общий язык с животным.Тренер конноспортивной школы Наталья Иванова о воспитании лошади, всадника и профессии Дела и люди

Прежде чем сесть в седло, юные спортсмены учатся быту конюшни. Уход за лошадью и уборка в деннике помогают найти общий язык с животным.

Фото автораТренер конноспортивной школы Наталья Иванова о воспитании лошади, всадника и профессии Дела и люди

Фото автора


0

Манящий мир конного спорта — он вызывает у детей интерес, привлекает зрителей. Прохожие наблюдают, как молодые всадники и грациозные лошади прыгают через препятствия, демонстрируют элементы выездки или со скоростью ветра пролетают дистанцию. Всему этому предшествует нелегкая, подчас незаметная, но крайне важная работа тренера. О взаимодействии с двумя спортсменами — человеком и лошадью — рассказала тренер спортивной школы по конному спорту Наталья ИВАНОВА.

— Как вы попали в конный спорт?
— Я родилась и росла в городе Елабуге (Татарстан). С 13 лет начала тренироваться в конноспортивной школе “Кентавр”. Там меня взрастили как спортсмена.
Мне нравилось работать с деть­ми, но я не думала, что стану тренером. Окончила педагогический университет, долгое время работала социальным педагогом в детском саду и школе. Спорт я не бросала, занималась непрерывно, каждый день после работы. Я тренировала молодых лошадей и помогала начинающим спортсменам. Входила в сборную Республики Татарстан, выступала на соревнованиях.
Два года назад с семьей переехала в Чувашию.
— Вы захотели продолжить тренироваться и выбрали для этого школу по конному спорту в Новочебоксарске?
— Не я. Моя дочь Алена. Ей передалась любовь к лошадям. Когда мы переехали сюда, она в первую очередь спросила, а есть ли здесь ипподром. Мы позвонили в конноспортивную школу, нас пригласили на родительское собрание. Там я поинтересовалась, нет ли у них свободных вакансий. По удивительному стечению обстоятельств, им как раз требовался на работу тренер. Вот так одно собрание определило дальнейшую судьбу мою и моей дочери.

Лошади как детки
— Часто ли бывает так, что интерес детства перерастает в серьезное увлечение, в профессию?
— Сколько бы вы таких историй ни услышали, в процентном соотношении это случается достаточно редко. Каждый год в нашу школу приходит очень большой набор — человек 50. Но спустя год или два остаются единицы. Это естественно. Так случается во всех школах. Причины разные. Кто-то пробует, ищет себя. Кто-то понимает, что ему достаточно общения с лошадьми и приходит просто покататься. Мальчики очень часто отсеиваются, потому что хотят сразу сесть и поехать. Но так не бывает.
— А чему должен научиться ребенок, прежде чем сесть в седло?
— Сначала у нас проходят теоретические занятия. В первую очередь мы учим детей технике безопасности: как подходить к лошади, чтобы она не ударила, не укусила, как с ней общаться.
Потихоньку подключаем практику. Учим заходить в денник, выводить лошадей, чистить их. Затем седлать, надевать уздечку. Потом садиться верхом, управлять лошадью. Первые занятия в седле — это просто езда по кругу на шагу, обязательно со страхующим. Потихоньку изучаем манежные  фигуры, элементы езды. Кто-то на лету это схватывает, кому-то чуть больше времени надо.
— Конный спорт — это тяжелый физический труд, тот же самый конкур или выездка. Но основная часть воспитанников конноспортивной школы — это девочки. С чем это связано?
— Тут есть обратная сторона — общение с животными. Уход за сбруей, за денником, за самой лошадью много времени занимает. После тренировки дети моют им ножки, убирают сбрую, чистят денник, выгуливают, чтобы лошади травку пожевали, восстановились после силовой тренировки, прибираются. Угощают вкусняшками: арбузом, яблоками, морковкой. Поэтому лошади для них как дети. Это ближе для девочек, у них так называемый материнский инстинкт срабатывает.
— Вы уже два года работаете тренером в новочебоксарской школе. Уже выезжали на соревнования?
— Среди моих воспитанников есть призеры и победители всероссийских соревнований. Есть члены сборной Чувашии: Александра Самарина, Мария Протапович, Виктория Павлова, Алена Коростелева.
Стараемся принимать участие во всех соревнованиях. На этой неделе идет усиленная подготовка к Кубку Чувашской Республики по конному спорту, пройдет он 6-7 августа на базе нашей школы.
— По уставу школы дети могут заниматься до 18 лет. А что делать тем, кто хочет продолжить обучение?
— Если выпускник подает какие-то надежды, у него есть хорошие результаты и желание, на усмотрение администрации и тренеров может помогать готовить поголовье для детей.
У нас есть молодой тренер Елизавета Михайлова. Ей 21 год. Она окончила нашу спортивную школу, Новочебоксарский химико-механический техникум, сейчас учится в Чувашском государственном аграрном университете на заочном отделении. Прошла курсы тренера. Занимается с младшей группой. Это тоже один из тех случаев, когда человек был рожден для этой профессии. У нее мама всю жизнь отдала чувашской конноспортивной школе, сейчас тренирует рысистых лошадей. Лиза, получается, пошла по стопам мамы. Сейчас занимается сама, участвует в соревнованиях и тренирует младшую группу.

Кто кого воспитывает
— Что входит в обязанности тренера, кроме занятий с группами?
— Тренер в конном спорте должен обладать навыком общения как со всадником, так и с лошадью. Ведь лошадь также является обучаемым спортсменом. Получается, тренер всегда ведет двойную работу.
Мы заезжаем молодых лошадей. Их нужно эмоционально подготовить для дальнейшей спортивной карьеры, настроить на хорошие спортивные результаты. Пройдет не год и не два, когда лошадь начинает слышать всадника и подчиняться ему. Только когда она станет человекоориентированной, на нее можно сажать детей. Жеребенок всегда смотрит на поведение матери, копирует его. Поэтому намного проще работать с жеребятами, выведенными в стенах нашей школы.
Мы учим молодых лошадей работать с людьми, и, наоборот, старые трудяги становятся учителями для младших воспитанников.
Кроме того, мы следим за состоянием здоровья животных. Лошади часто травмируются. Помогаем ветеринару, лечим. У нас распределение поголовья. За каждым тренером закреплено определенное количество лошадей. У меня их 13. Сейчас несколько лошадей травмировали глаза. Насекомые раздражают, мошки лезут, бывает, что лошадь почесалась об стенку и травмировала роговицу.
Животные требуют постоянного ухода. Их нужно выгуливать, у каждого свое расписание. Несмотря на то что у нас есть коневоды, которые кормят лошадей и убирают за ними, мы практически сутками на конюшне находимся, разве что не ночуем здесь.
— В чем отличие конного спорта от других спортивных дисциплин?
— Конный спорт — это не просто спорт. Здесь идет взаимодействие с таким большим и мощным животным, которое в природе живет на инстинктах. Для детей-спортсменов это большая ответственность. Ребенок должен понимать, что лошадь его ждет. Например, если с лошадью работает только один спортсмен, то он должен понимать, что кроме него никто не придет и не позанимается с этой лошадью. Конный спорт — это образ жизни. Как еще объяснить то, что многие люди, попав однажды в конюшню, остаются верны лошадям и конному спорту на всю жизнь?

  • Наталья Иванова (слева) со своей воспитанницей Евгенией Мартыновой и конем по кличке Пробег. Фото автора
  • Наталья Иванова на лошади по кличке Ватерлоо на соревнованиях по конкуру.
  • Прежде чем сесть в седло, юные спортсмены учатся быту конюшни. Уход за лошадью и уборка в деннике помогают найти общий язык с животным.
  • Фото автора