Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Восемь столетий Нижнего за три дня

Чкаловская лестница — настоящий символ Нижнего Новгорода, была обновлена к 800-летию города.Восемь столетий Нижнего за три дня

Чкаловская лестница — настоящий символ Нижнего Новгорода, была обновлена к 800-летию города.

Снимки сделаны из бойниц обзорной Тайницкой башни Нижегородского Кремля. Вид на город... Восемь столетий Нижнего за три дня

Снимки сделаны из бойниц обзорной Тайницкой башни Нижегородского Кремля. Вид на город...

..и на Волгу в месте ее соединения с Окой.Восемь столетий Нижнего за три дня

..и на Волгу в месте ее соединения с Окой.

Так сегодня на Почтовом съезде выглядит дом деда, где прошло дет­ство писателя Максима Горького.Восемь столетий Нижнего за три дня

Так сегодня на Почтовом съезде выглядит дом деда, где прошло дет­ство писателя Максима Горького.

Одна из комнат музея  “Домик Каширина”. Обои были восстановлены по сохранившимся под более поздними наслоениями обрывкам.Восемь столетий Нижнего за три дня

Одна из комнат музея “Домик Каширина”. Обои были восстановлены по сохранившимся под более поздними наслоениями обрывкам.

Усадьба Рукавишниковых: широкая парадная, где начинают разбегаться глаза от роскоши лепнины и расписного потолка.Восемь столетий Нижнего за три дня

Усадьба Рукавишниковых: широкая парадная, где начинают разбегаться глаза от роскоши лепнины и расписного потолка.


0

Белокаменные палаты времен Петра Первого и типичная “хрущевка” — пятиэтажка напротив, а соединяет их современная хоккейная коробка с прорезиненным покрытием. Дополняют картину здание поодаль, возведенное в стиле “хай-тек”, и несколько высоток из конца восьмидесятых. Первое время этот вид из окна многоквартирного дома, где мы поселились в Нижнем Новгороде, вызывал во мне когнитивный диссонанс. Потом ничего, привык.


Бывали ли вы в Нижнем Новгороде? Ответ на этот вопрос, если задать его жителям Новочебоксарска, будет наверняка положительным. Тут на автобусе то ехать всего каких-то четыре часа. Вот и я бывал в Нижнем не раз: то к родственникам в Автозаводской район ездили, то проездом на железнодорожный вокзал. Ничего кроме спальных районов города и не помнится. Однако после трансляции празднования 800-летия Нижнего Новгорода по Первому каналу захотелось обязательно восполнить этот пробел. Тем более к юбилею город и его достопримечательности привели в порядок.

Чтобы увидеть всю историю города, для проживания мы выбрали старейший Нижегород­ский район. Здесь, на Дятловых горах у места впадения Оки в Волгу, сын Всеволода Большое Гнездо князь Георгий в 1221 году основал деревянную крепость, оригинально назвав ее “Нов град”. Памятник князю и его духовнику — святителю Симону Суздальскому установлен на территории Нижегородского Кремля.


В стенах Кремля

Так или иначе, все восемь столетий Нижнего отражает это сооружение. Первый, деревянный, Кремль неоднократно горел. При Иване III, прозванном “собирателем русских земель”, Нижний играл роль пограничного города, и отношения с Казанским ханством далеко не всегда были мирными. В 1508 году началось строительство каменного укрепления. Оно честно прослужило в качестве фортификационного сооружения отведенное время, в частности, помогло отразить осады в 1521, 1536 и 1574 годах. Однако уже к началу XVIII века военное значение крепость утратила. Она стала памятником истории, о котором поначалу даже не заботились. Ров перед стеной засыпали землей, некоторые башни перестроили.

Два интересных факта, рассказанных экскурсоводом, вызвали мое удивление. Во-первых, Кремль в Нижнем Новгороде никогда не был белокаменным, но его несколько раз белили к приезду венценосных особ, что на своей картине запечатлел один из местных художников.

Во-вторых, в годы Великой Отечественной войны на башнях Кремля устанавливали зенитные орудия, которые помогали отражать бомбардировки Горького. Вдоль одной из стен Кремля у Дмитровской башни расположен мемориал “Горьковчане — фронту”. Пушки, минометы, танки Т-34, бронеавтомобили, истребители Ла-7 и даже знаменитая “Катюша” — все это выпускал Горький в годы войны. Неудивительно, что в 2020-м Нижнему Новгороду присвоено звание “Город трудовой доблести”. Соответствующий памятник стоит совсем рядом с выставкой.

В ходе реставрации Кремля к 800-летию города был восстановлен боевой ход по всему периметру крепости, и мы не упустили возможность совершить круговую экскурсию по галереям стен Кремля.

Длина такой прогулки — два километра с небольшим. В предваряющей маршрут табличке утверждалось, что подобного сооружения с более длинным замкнутым круговым ходом в России просто нет. Возможно, и в мире. Кстати, поясняющие таблички то и дело встречались нам на пути, обращая внимание посетителей то на толщину стен, то на предназначение широких и узких бойниц (для пушек и мушкетов соответственно), то еще на какой-нибудь любопытный момент в архитектуре или истории крепости.

Стены Кремля следуют за изгибами местности, поэтому нам приходилось то спускаться по ступеням, размер которых значительно превышал привычный, то взбираться “под потолок”. Представьте перед собой каменную лестницу из 12-13 огромных ступеней, ведущую на высоту выше человеческого роста. А за ней видна еще одна такая же. И еще...

Зато виды из бойниц Кремля открываются потрясающие. Большинство из 13 башен закрыты для посещения, но некоторые все же доступны экскурсантам. Например, в Тайницкой башне открыта смотровая площадка. Здесь я сделал несколько снимков.

В нескольких других башнях действуют музейные выставки. Необычной показалась экспозиция оконных наличников нижегородской земли. Здесь представлены образцы не только прошлых веков, но и разных районов области. Можно наглядно сравнить, чем во второй половине XX века отличались наличники в Воскресенском районе и, к примеру, в Семеновском.

Как бы там ни было, прогулку мы сумели завершить в той же точке, откуда начали движение. Ушло на это вместе с осмотром выставок почти два часа.


Домик Каширина

Мест, связанных с писателем Максимом Горьким в Нижнем Новгороде огромное количество, учитывая тот факт, что более полувека, с 1932-го по 1990-й, город назывался Горьким.

И первое из таких мест, чудом сохранившееся до нашего времени, это домик Каширина на Почтовом съезде (раньше назывался Успенским съездом). Одноэтажный деревянный дом из пяти комнат построен в конце XVIII века. В 1871 году им владел дед писателя Василий Васильевич Каширин, цеховой старшина красильного производства. 

Свои детские воспоминания и события, происходившие в этом доме, Максим Горький спустя 40 лет изложил в повести “Детство”, которую написал, находясь в Италии. Произведение увидело свет в 1913 году.

Семья деда жила на Успенском съезде недолго, после того как Василий Васильевич выделил наследство двум своим сыновьям, дом несколько раз переходил из рук в руки. Перед революцией, в 1916 году, он был продан городской управе за бесценок на слом. Но сломать его не успели. После революции старый дом самовольно заняли волжские грузчики.

Когда в 1932 году город стал Горьким, идею вернуть дому облик “как при Кашириных” высказал Федор Хитровский, знавший писателя лично по работе в газете “Нижегородский листок”. Музей открылся 1 января 1938 года. Писатель до этого события не дожил, скончался в 1936 году, но во время подготовки экспозиции принимал участие в процессе и даже нарисовал на бумаге план дома, “как было при Кашириных”. Также реставраторы ориентировались на текст повести “Детство”. Удивительно, но теперь уже литературное произведение стало влиять на реальность. К примеру, во дворе музея вы увидите огромный дубовый крест. Тот самый, которым насмерть придавило Цыганка. И не беда, что Цыганок в повести — персонаж вымышленный, такого подкидыша в семье Кашириных никогда не было. Вот же он, крест, налицо.

Такие детали можно обнаружить и внутри экспозиции. Не так уж много сюда попало настоящих вещей семьи писателя, слишком частыми были переезды, а под конец жизни Василий Каширин и вовсе побирался по соседям и знакомым.

Подлинные же вещи предоставили в музей потомки одного из сыновей деда, Михаила Каширина. Есть в музее и его фотография. Мне было любопытно посмотреть на этого человека “вживую” и сравнить с литературным портретом из “Детства”.


Усадьба Рукавишниковых

До самого начала XIX века территория Нижнего Новгорода ограничивалась прилегающими к Кремлю землями. Все изменилось с переносом Макарьевской ярмарки к Нижнему Новгороду в 1817 году. Местом выбрали его заречную часть (за Окой). Именно на этой ярмарке на торговле железом сколотил свои миллионы Михаил Рукавишников по прозвищу “железный старик”. Ему удалось стать монопольным поставщиком железа в Нижегородской губернии. На протяжении десятилетий он был оптовым покупателем уральского железа у сталепромышленников князей Голицыных, Абамелек-Лазаревых, Строгановых. Не чурался железный старик и ростовщичества, давая в долг уважаемым горожанам. После своей смерти в 1874 году он только вдове оставил свыше 30 миллионов рублей (по нынешним ценам это миллиарды рублей), не обделил и шестерых своих детей.

Строительство усадьбы на Верхневолжской набережной началось в 1875 году. По преданию, вызванный из столицы московский архитектор спросил молодого хозяина Сергея Михайловича Рукавишникова: “В каком стиле строить будем?” И получил ответ: “А строй сразу во всех, денег у меня хватит”.

Удалось ли при этом архитектору соблюсти чувство меры или оно ему отказало напрочь, история умалчивает. Однако, когда впервые попадаешь внутрь здания, уже в первом же зале понимаешь: цель впечатлить нижегородскую публику и заказчик строительства, и его исполнитель достигли вполне. Дорого-богато — так и хотелось воскликнуть при виде всех этих пилястр, кариатид, атлантов, капителей и бог знает каких еще архитектурных деталей и финтифлюшек как на фасаде здания, так и в его интерьерах.

Со временем впечатления от сияющей роскоши немного притупились, и я оценил некоторые детали здания, которые не бросались так явно в глаза. Например, отапливалось оно не печами, а калориферами. Это такой аналог современного центрального отопления. Или то, что электричество в доме было проведено уже в 1903 году. Тогда еще в столице-то не все дома были им оснащены.

Любопытна история дома после революции. Практически сразу он стал музеем, куда свозили самые интересные и редкие экспонаты из окрестных разоряемых усадеб и храмов. Каминные часы с Мининым и Пожарским, китайские вазы в половину роста взрослого человека, иконы — все это отлично дополнило вопящую роскошь усадьбы Рукавишниковых.

Отдельного упоминания заслуживает бальный зал. “В разные годы здесь были выставлены статуи Ленина и Сталина на постаменте под потолок, установлены самолет и танк, — рассказал нам экскурсовод. — Сейчас зал вернули к исходному виду”.

Также в усадьбе действуют несколько сменных экспозиций. Внимания заслуживает выставка, посвященная раскольникам. Любопытный факт: патриарх Никон, затеявший в XVII веке церковную реформу, и протопоп Аввакум, прославившийся несгибаемым характером и пошедший за свои убеждения сначала в ссылку, а потом и вовсе принявший смерть, были уроженцами Нижегородской земли. “Между селами, где они родились, всего-то верст 30, а какие разные судьбы”, — констатировал экскурсовод.       


Город открытий

Открытия ждали нас в Нижнем Новгороде буквально на каждом шагу. Здесь мы впервые прокатились на современном нижегородском трамвае. Быстрый, в отличие от неторопливого евпаторийского, но не такой нарядный, как краснодарский. Чем-то он напомнил наши новые низкопольные автобусы, в которых можно ехать на нижней площадке, а можно забраться под самый верх. 

Гуляя по Верхневолжской набережной, я обратил внимание на фотовыставку детских работ, посвященную Нижнему Новгороду. Снимки увеличили и распечатали на длинной растяжке в несколько сотен метров. Здесь и достопримечательности, и просто улочки города. На заре и ясным днем, летом и зимой Нижний Новгород предстает глазами детей местом, где просто хочется жить.



  • Чкаловская лестница — настоящий символ Нижнего Новгорода, была обновлена к 800-летию города.
  • Снимки сделаны из бойниц обзорной Тайницкой башни Нижегородского Кремля. Вид на город...
  • ..и на Волгу в месте ее соединения с Окой.
  • Так сегодня на Почтовом съезде выглядит дом деда, где прошло дет­ство писателя Максима Горького.
  • Одна из комнат музея  “Домик Каширина”. Обои были восстановлены по сохранившимся под более поздними наслоениями обрывкам.
  • Усадьба Рукавишниковых: широкая парадная, где начинают разбегаться глаза от роскоши лепнины и расписного потолка.