Все детки разные, и каждый из них — особенный
Победители чемпионата “Абилимпикс” Анна Чернышова и Евгения Калинина со своими наставниками Инессой Черновой и Ольгой Кузьминой.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — трудоемкий процесс. Поэтому их образование вызывает у родителей множество вопросов. В какую школу отдать ребенка? Сможет ли он учиться вместе со сверстниками? Обеспечена ли школа всеми необходимыми условиями? Перед началом учебного года дети проходят психолого-медико-педагогическую комиссию — комплексную диагностику для определения образовательного маршрута и формы обучения. Но решающий голос в выборе учебного заведения остается за родителями. В Новочебоксарской общеобразовательной школе для обучающихся с ОВЗ учатся 130 особенных деток, 47 из них обучаются на дому.
В школе все продумано и спланировано так, чтобы любому ребенку было комфортно находиться и удобно перемещаться по комплексу: пандусы, подъемники, поручни, широкие дверные проемы, санитарно-гигиеническая комната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Школа оказывает не только образовательные, но и коррекционно-развивающие услуги. Главным образом здесь обучаются дети с особыми образовательными потребностями. В кабинете логопеда ученики могут позаниматься с “разговаривающими” зеркалами, в кабинете дефектолога поиграть с 3D-песочницей, в кабинете психологической разгрузки насладиться умиротворяющей атмосферой.
“Мы хотим, чтобы наши ученики стали самостоятельными членами общества. На уроках основ социальной жизни учим их готовить, мыть посуду, стирать, пылесосить. Большое внимание уделяем развитию практических навыков: девочек обучаем мастерству шитья, а мальчиков — столярному делу. Кабинеты профильного обучения обеспечены современным оборудованием, максимально приближенным к тому, что используется на производстве”, — рассказывает директор школы Марина НИКАНДРОВА.
Обучение проходит по адаптированной общеобразовательной программе. Учителя имеют специальное образование или прошли профессиональную переподготовку для работы с особенными детьми.
“Я работаю в школе уже 15 лет. В классе не больше 12 человек, поэтому мы уделяем внимание каждому ученику. Все детки разные, и каждый из них — особенный”, — говорит учитель труда Сергей НАДЕЖДИН.
Таланты и успехи
Как показывает практика, некоторые обучающиеся испытывают трудности в освоении швейного или столярного дела, поэтому они обучаются по направлению “цветоводство и декоративное цветоводство”. Школа приняла участие в проекте “Чудо-теплица”. В рамках данного проекта ребята получили теоретические знания, сходили на экскурсию на агрофирму “Ольдеевская” (познакомились с условиями выращивания овощных культур: томатов, огурцов, баклажанов), самостоятельно приготовили рассаду, высадили ее и в теплице вырастили хороший урожай.
Большое внимание уделяется и внеурочной деятельности. На базе школы функционируют различные кружки и секции: “Экологический”, “Русские шашки”, “Арт-палитра”, “Хор”, студия танца “Апельсин” и т. д.
Ребята выступают на праздниках. Одно из самых ярких мероприятий — отчетный концерт. Дети долго готовятся к нему. Например, первый класс ставит сказку, а выпускники готовят современный танец. “В прошлом году ученики начальных классов показывали нам фокусы. Они такие артистичные! Приятно наблюдать, как в них раскрываются таланты. Мы восхищаемся ими!” — делится Марина Никандрова.
Преподаватели стараются социализировать учеников с помощью экскурсий и встреч. Стоматологи научили гигиене полости рта. Пожарные показали, что находится в пожарной машине, рассказали, для чего предназначено специальное оборудование, повторили с ребятами правила пожарной безопасности. Группа черлидеров “Медузы” поведала о здоровом образе жизни. “Серебряные” волонтеры подготовили для обучающихся школы театрализованное представление “Путешествие в сказку”. Но больше всего детям, как рассказывают преподаватели, нравятся экскурсии в конноспортивную школу.
Ребята активно участвуют в конкурсах. В сентябре этого года ученицы 8 класса приняли участие в чемпионате для лиц с ОВЗ “Абилимпикс”. Анна Чернышова заняла второе место на региональном этапе в компетенции “Художественный дизайн” (в стиле дудлинг — интуитивное рисование). Евгения Калинина участвовала в компетенции “Швея”. На региональном этапе заняла первое место, на отборочном этапе Национального чемпионата профессионального мастерства “Абилимпикс-2021” заняла пятое место.
“Это огромный успех. Там оборудование другое, атмосфера другая. Мы каждый раз переживаем, как ребята поведут себя в незнакомом месте. Они не теряются и показывают, на что способны”, — считает директор школы.
Глазами родителей и детей
Лилия РОМАНОВА, мама семиклассника Миши, вспомнила о страхах, поделилась своими переживаниями и рассказала об интересах сына:
— В последние годы популярным стало инклюзивное образование (совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ). Но, к сожалению, не каждая школа может принять особенного ребенка. Главная причина заключается в нехватке специалистов.
Мои переживания касались и отношений Миши со сверстниками. Не все дети готовы принять такого ребенка в свой круг общения. Поэтому мы выбрали спокойный темп и комфортные условия обучения — школу для детей с особыми образовательными потребностями.
Адаптация наших детей проходит не так быстро. Учителя это понимают, поэтому разрешают и даже приветствуют, когда родители присутствуют на занятиях первоклассников.
Быть учителем — это призвание. Быть учителем ребенка с ОВЗ — это миссия свыше. Убедилась в этом, когда нас перевели на дистанционный формат обучения. Я увидела, как преподаватели находят общий язык с детьми, как доходчиво объясняют материал. Взаимоотношения с педагогами проецируются и в общество: дети очень приветливые, общительные и воспитанные.
Миша очень любит учиться. Ему всё интересно. Помню, после первого урока основ социальной жизни он прибежал домой, достал продукты из холодильника и приготовил омлет. На уроке труда он кухонную лопатку сделал. Очень полезная вещь в хозяйстве! Вечерами сидит за уроками: задачки решает, стихи Лермонтова учит. Математика и другие точные науки тоже необходимы для наших деток. Когда они сидят и считают, у них голова начинает работать. “Я посчитал, сколько денег на проезд мне необходимо в месяц”, — однажды подошел ко мне сын. Это здорово! Это успех!
Через три года мы окончим школу. И уже задумываемся о поступлении в среднее профессиональное образовательное учреждение. Группы для детей с ОВЗ есть в Чебоксарском экономико-технологическом колледже, Мариинско-Посадском технологическом техникуме и Вурнарском сельскохозяйственном техникуме.
Хочу обратиться к родителям. Диагноз — это не приговор. Вкладывайтесь в ребенка, занимайтесь с ним и ни в коем случае не отчаивайтесь. А учителя вам помогут. Мы искренне радуемся, когда наши дети достигают определенных высот, когда они общаются с одноклассниками и находят друзей. Прислушивайтесь к ним, мечтайте вместе с ними.
Фото автора и из архива Новочебоксарской общеобразовательной школы для обучающихся с ОВЗ
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати