Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Все детки разные, и каждый из них — особенный

04.12.2021 /
Участники проекта “Чудо-теплица” вырастили хороший урожай.Все детки разные, и каждый из них —  особенный

Участники проекта “Чудо-теплица” вырастили хороший урожай.

День чувашской вышивки в школьной библиотеке.Все детки разные, и каждый из них —  особенный

День чувашской вышивки в школьной библиотеке.

Пандусы и поручни предназначены для маломобильных учеников.Все детки разные, и каждый из них —  особенный

Пандусы и поручни предназначены для маломобильных учеников.

Победители чемпионата “Абилимпикс” Анна Чернышова и Евгения Калинина со своими наставниками Инессой Черновой и Ольгой Кузьминой.Все детки разные, и каждый из них —  особенный

Победители чемпионата “Абилимпикс” Анна Чернышова и Евгения Калинина со своими наставниками Инессой Черновой и Ольгой Кузьминой.

Директор школы Марина НИКАНДРОВА.Все детки разные, и каждый из них —  особенный

Директор школы Марина НИКАНДРОВА.

Учитель труда Сергей НАДЕЖДИН.Все детки разные, и каждый из них —  особенный

Учитель труда Сергей НАДЕЖДИН.

Лилия РОМАНОВА, мама семиклассника МишиВсе детки разные, и каждый из них —  особенный

Лилия РОМАНОВА, мама семиклассника Миши


0

Социализация детей с огра­ниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — трудоемкий процесс. Поэтому их образование вызывает у родителей множество вопросов. В какую школу отдать ребенка? Сможет ли он учиться вместе со сверстниками? Обеспечена ли школа всеми необходимыми условиями? Перед началом учебного года дети проходят психолого-медико-педагогическую комиссию — комплексную диагностику для определения образовательного маршрута и формы обучения. Но решающий голос в выборе учебного заведения остается за родителями. В Новочебоксарской общеобразовательной школе для обучающихся с ОВЗ учатся 130 особенных деток, 47 из них обучаются на дому.


В школе все продумано и спланировано так, чтобы любому ребенку было комфортно находиться и удобно перемещаться по комплексу: пандусы, подъемники, поручни, широкие дверные проемы, санитарно-гигиеническая комната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Школа оказывает не только образовательные, но и коррекционно-развивающие услуги. Главным образом здесь обучаются дети с особыми образовательными потребностями. В кабинете логопеда ученики могут позаниматься с “разговаривающими” зеркалами, в кабинете дефектолога поиграть с 3D-песочницей, в кабинете психологической разгрузки насладиться умиро­творяющей атмосферой.

 “Мы хотим, чтобы наши ученики стали самостоятельными членами общества. На уроках основ социальной жизни учим их готовить, мыть посуду, стирать, пылесосить. Большое внимание уделяем развитию практических навыков: девочек обучаем мастерству шитья, а мальчиков — столярному делу. Кабинеты профильного обучения обеспечены современным оборудованием, максимально приближенным к тому, что используется на производстве”, — рассказывает директор школы Марина НИКАНДРОВА.

Обучение проходит по адаптированной общеобразовательной программе. Учителя имеют специальное образование или прошли профессиональную переподготовку для работы с особенными детьми.

“Я работаю в школе уже 15 лет. В классе не больше 12 человек, поэтому мы уделяем внимание каждому ученику. Все детки разные, и каждый из них — особенный”, — говорит учитель труда Сергей НАДЕЖДИН.


Таланты и успехи

Как показывает практика, некоторые обучающиеся испытывают трудности в освоении швейного или столярного дела, поэтому они обучаются по направлению “цветовод­ство и декоративное цветоводство”. Школа приняла участие в проекте “Чудо-теплица”. В рамках данного проекта ребята получили теоретические знания, сходили на экскурсию на агрофирму “Ольдеевская” (познакомились с условиями выращивания овощных культур: томатов, огурцов, баклажанов), самостоятельно приготовили рассаду, высадили ее и в теплице вырастили хороший урожай.

Большое внимание уделяется и внеурочной деятельности. На базе школы функционируют различные кружки и секции: “Экологический”, “Русские шашки”, “Арт-палитра”, “Хор”, студия танца “Апельсин” и т. д.

Ребята выступают на праздниках. Одно из самых ярких мероприятий — отчетный концерт. Дети долго готовятся к нему. Например, первый класс ставит сказку, а выпускники готовят современный танец. “В прошлом году ученики начальных классов показывали нам фокусы. Они такие артистичные! Приятно наблюдать, как в них раскрываются таланты. Мы восхищаемся ими!” — делится Марина Никандрова.

Преподаватели стараются социализировать учеников с помощью экскурсий и встреч. Стоматологи научили гигиене полости рта. Пожарные показали, что находится в пожарной машине, рассказали, для чего предназначено специальное оборудование, повторили с ребятами правила пожарной безопасности.  Группа черлидеров “Медузы” поведала о здоровом образе жизни. “Серебряные” волонтеры подготовили для обучающихся школы театрализованное представление “Путешествие в сказку”. Но больше всего детям, как рассказывают преподаватели, нравятся экскурсии в конно­спортивную школу.

Ребята активно участвуют в конкурсах. В сентябре этого года ученицы 8 класса приняли участие в чемпионате для лиц с ОВЗ “Абилимпикс”. Анна Чернышова заняла второе место на региональном этапе в компетенции “Художественный дизайн” (в стиле дудлинг — интуитивное рисование). Евгения Калинина участвовала в компетенции “Швея”. На региональном этапе заняла первое место, на отборочном этапе Национального чемпионата профессионального мастерства “Абилимпикс-2021” заняла пятое место.

“Это огромный успех. Там оборудование другое, атмосфера другая. Мы каждый раз переживаем, как ребята поведут себя в незнакомом месте. Они не теряются и показывают, на что способны”, — считает директор школы.


Глазами родителей и детей

Лилия РОМАНОВА, мама семиклассника Миши, вспомнила о страхах, поделилась своими переживаниями и рассказала об интересах сына:

— В последние годы популярным стало инклюзивное образование (совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ). Но, к сожалению, не каждая школа может принять особенного ребенка. Главная причина заключается в нехватке специалистов.

Мои переживания касались и отношений Миши со сверстниками. Не все дети готовы принять такого ребенка в свой круг общения. Поэтому мы выбрали спокойный темп и комфортные условия обучения — школу для детей с особыми образовательными потребностями.

Адаптация наших детей проходит не так быстро. Учителя это понимают, поэтому разрешают и даже приветствуют, когда родители присутствуют на занятиях первоклассников.

Быть учителем — это призвание. Быть учителем ребенка с ОВЗ — это миссия свыше. Убедилась в этом, когда нас перевели на дистанционный формат обучения. Я увидела, как преподаватели находят общий язык с детьми, как доходчиво объясняют материал. Взаимоотношения с педагогами проецируются и в общество: дети очень приветливые, общительные и воспитанные.

Миша очень любит учиться. Ему всё интересно. Помню, после первого урока основ социальной жизни он прибежал домой, достал продукты из холодильника и приготовил омлет. На уроке труда он кухонную лопатку сделал. Очень полезная вещь в хозяйстве! Вечерами сидит за уроками: задачки решает, стихи Лермонтова учит. Математика и другие точные науки тоже необходимы для наших деток. Когда они сидят и считают, у них голова начинает работать. “Я посчитал, сколько денег на проезд мне необходимо в месяц”, — однажды подошел ко мне сын. Это здорово! Это успех!

Через три года мы окончим школу. И уже задумываемся о поступлении в среднее профессиональное образовательное учреждение. Группы для детей с ОВЗ есть в Чебоксарском экономико-технологическом колледже, Мариинско-Посадском технологическом техникуме и Вурнарском сельскохозяйственном техникуме.

Хочу обратиться к родителям. Диагноз — это не приговор. Вкладывайтесь в ребенка, занимайтесь с ним и ни в коем случае не отчаивайтесь. А учителя вам помогут. Мы искренне радуемся, когда наши дети достигают определенных высот, когда они общаются с одноклассниками и находят друзей. Прислушивайтесь к ним, мечтайте вместе с ними.


Фото автора и из архива Новочебоксарской общеобразовательной школы для обучающихся с ОВЗ

  • Участники проекта “Чудо-теплица” вырастили хороший урожай.
  • День чувашской вышивки в школьной библиотеке.
  • Пандусы и поручни предназначены для маломобильных учеников.
  • Победители чемпионата “Абилимпикс” Анна Чернышова и Евгения Калинина со своими наставниками Инессой Черновой и Ольгой Кузьминой.
  • Директор школы Марина НИКАНДРОВА.
  • Учитель труда Сергей НАДЕЖДИН.
  • Лилия РОМАНОВА, мама семиклассника Миши