Что изменится в России с 1 сентября 2024 года

Начать с малого — любви к дереву, дому...

9

Недавно спрашивала друзей: “Ты патриот?” Вопрос заставил их задуматься. После минутного молчания большинство отвечало: “Наверное...” — “Но ведь ты Родину любишь?” — “Конечно”. — “А за что?” Ответ находили немногие.
Наши чувства к своей стране и правда понять сложно, но сделать это необходимо. Иначе вырастет еще одно поколение, для которого Россия — просто шестая часть суши. О патриотизме и о том, нужно ли и можно ли его воспитывать, поговорила с методистом по героико-патриотическому воспитанию ЦТДиЮ Владимиром ГОРБУНОВЫМ.

Владимир Горбунов среди воспитанников. 

— Владимир Александрович, что такое, по-вашему, патриотизм?
— Для меня это, прежде всего, любовь. Причем не абстрактная “любовь к Родине”, а мое отношение к дому, улице, на которой живу, к городу. Великое начинается с малого. Понятие патриотизма сузить надо до того, что близко и понятно каждому.
— То есть это чувство должно иметь четкую реальную основу?
— Несомненно. Ведь если мы говорим с ребенком не о таких масштабных понятиях, как Российская Федерация или даже Чувашская Республика, а о том, с чем он сталкивается ежедневно — деревом под окном, ветераном в соседнем доме, то он понимает, что может и сам что-то сделать: помочь кому-то, поучаствовать в чем-то.
Конечно, духовная сторона вопроса важна. Наши чувства, мысли и действия должны вытекать одно из другого и быть последовательными. Об этом говорил в Послании Государственному Совету ЧР Президент Николай Федоров.
— А что подросток может уже сегодня сделать для Родины?
— Нас часто ругают за то, что мы смотрим на Запад, однако там есть хорошие традиции. Например, волонтерское движение. А у нас — тимуровское. Оно и сейчас в Новочебоксарске существует. Это именно та сфера, где подростки могут приложить свои силы. В советские времена все зиждилось на идеологии,
сегодня — на самосознании молодых людей, на возвращающемся к нам милосердии. Очень важно знать, что такое сострадание, сочувствие, духовность. Это та основа, на которой строится будущее.
— Патриотизм можно воспитать?
— Я верю, что в душе каждого человека заложена любовь к родной стране. Наша задача — ее разбудить, помочь ей проявиться.
— Как это сделать?
— Способов множество: это встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых событий в горячих точках, вахты памяти, школьные музеи...
— Не кажется ли вам, что порой воспитание лучших чувств становится навязчивым, поэтому вызывает реакцию, противоположную ожидаемой?
— Многое зависит от взрослых. Скажем, те же уроки мужества. Я считаю, это очень хорошая форма работы. Проблема в том, что иногда их проводят для галочки. Должна быть живая беседа. И важны не столько слова, сколько атмосфера.
— Сегодняшние дети не слишком циничны?
— Не думаю. Недавно был в 16-й школе на открытом уроке. Восьмиклассники проводили экскурсию по музею боевой славы для учеников пятых классов. Рассказывали о тех страшных годах, звучали стихи о Ленинграде, раздали “блокадные двадцатиграммовые” кусочки черного хлеба. Я знаю, это было плановое выступление, но слезы, которые я видел в глазах ребят, подделать нельзя.
Или “Вахта памяти” — та почетная обязанность, которая воспринимается с должным достоинством. Считаю, что к сегодняшним молодым новочебоксарцам пришло осознание того, что сделали когда-то для них ветераны.
— Какая она, нынешняя молодежь?
— Можно условно разделить ее на три категории: лидеры, обыватели, неформалы. Если вторым ничего не надо, то к последним у меня немного иное отношение, чем у большинства взрослых. У этих ребят есть цель в жизни (я не о скинхедах). Они занимаются спортом, творчеством, пусть и в нетрадиционной форме. Это тоже своего рода патриотизм.
— Вернемся к разговору о патриотизме. Это ведь еще и чувство национальной гордости?
— Конечно.
— А чем сегодня может гордиться россиянин?
— Своим президентом, тем, что страна возвращает утерянный некогда международный авторитет, новочебоксарец — успехами города.
— О былой военной славе мы помним. Сегодня армия — боль общества. Молодые люди толпами “косят” от нее. Вы можете понять и оправдать парней, которые не хотят служить?
— То, что наша армия переживает не лучшие времена, понятно. Наверное, ошибки есть в самой системе. Я, например, не считаю, что служить должны все. Зачем на два года вырывать из привычной среды молодого человека, который, скажем, делает большие успехи в науке?
Я также понимаю, что юноши просто боятся неизвестности, ведь уровень допризывной подготовки довольно низок.
— Говорят, в школах отменяется ОБЖ.
— Надеюсь, на смену вернется начальная военная подготовка. А пока школам помогает ЦТДиЮ. У нас работают четыре клуба: “Аполлон”, “Чайка”, “Рысь”, “Грач”, где не только учат единоборствам и авиамоделированию, но и придают большое значение героико-патриотическому воспитанию. Думаю, подобных секций, кружков должно быть больше: чтобы армия не казалась парням чем-то страшным, их нужно готовить к трудностям.    
Анастасия БАЦУЕВА.