Что изменится в России с 1 сентября 2024 года

Где получить профессию инвалиду?

09.08.2006
7

Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии и Комитет Госдумы по образованию и науке провели в МГТУ им.
Н.Э.Баумана парламентские слушания “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (о специальном образовании)”. 

Место проведения парламентских слушаний было выбрано не случайно: МВТУ — МГТУ имени
Н.Э.Баумана стало первым в мире высшим учебным заведением общего типа, в котором на протяжении более чем 70 лет успешно реализовывались и продолжают развиваться программы инженерного образования глухих и слабослышащих людей.
В целом же ситуация в стране не столь радужная. Как сообщил председатель Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов, в России отмечается острая нехватка образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования инвалидов. При этом действующий перечень профессий, рекомендованных для этой категории граждан, очень ограничен и не соответствует современным запросам рынка труда. Так, по словам сенатора, если в 1975 году список профессий для подготовки в ПТУ рабочих из числа лиц с нарушениями слуха насчитывал 94 специальности, то сегодня профессиональную подготовку можно получить лишь по 15. Более того, получив профессию, многие глухие не могут найти работу.
Неуклонный рост числа инвалидов, омоложение и утяжеление инвалидности (увеличение доли инвалидов 1-й и 2-й групп), а также невысокая занятость в сфере производства (всего 15 процентов), низкий уровень и качество их жизни настоятельно требуют кардинального решения проблемы приобретения специальности этой категорией лиц. Участники дискуссии также констатировали, что получение инвалидами полноценного качественного образования, которое ориентировано на высококвалифицированную трудовую деятельность и стабильную занятость на рынке труда, является одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности этой категории лиц. 
Обсудив целостные подходы к развитию системы образования инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями, участники парламентских слушаний, по итогам которых приняты конкретные рекомендации, высказались за внесение поправок в действующее законодательство и установление в единой системе образовательных услуг специальной комплексной услуги – образовательно-реабилитационной программы. По мнению участников дискуссии, нужно создавать условия, необходимые для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных учреждениях различных типов и преимущественно по месту жительства.
Пресс-служба Совета Федерации РФ.