Что изменится в России с 1 сентября 2024 года

Сердечные дела государыни и светлейшего

06.12.2006
5

Почти никому не известна Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская. Но даже те, кто изучал историю только по школьным учебникам, знают российскую императрицу Екатерину Вторую. Елизавета Петровна, дочь Петра Первого, выбрала ее в невесты для племянника Петра.

 

Современники свидетель­ствуют, что Екатерина превосходила мужа “сосредоточенностью характера, стремлением к образованию, познаниями, железною волею и умением обращаться с людьми”. Она быстро выучила русский язык, преуспела в письме. Приняв православную веру, строго придерживалась всех канонов, соблюдала посты, посещала церковь.
Только с семейной жизнью Екатерине Алексеевне не повезло. Между ней и великим князем Петром Федоровичем так и не установились добрые отношения. О личной жизни императрицы, о количестве ее любовников и фаворитах слагают легенды. 
Взойдя на престол, Екатерина II утвердила и укрепила свою власть, но ей не хватало надежного мужского плеча, на которое можно было опереться. И вот прибыл в столицу Потемкин, закаленный в боях генерал-поручик. Их первая встреча длилась не более часа, они обсуждали положение дел в империи.
Нет никаких достоверных и официальных источников, подтверждающих венчание Екатерины и Потемкина. Их биографы называют различные даты и несколько мест, где оно могло пройти. Возможно, что любовники и скрыли самую большую тайну в истории их взаимоотношений, но они оставили потомкам свою переписку. Оба отлично владели пером и писали друг другу, находясь в разных комнатах одного дворца, по нескольку раз в день.
По меркам своего времени любовники были далеко не молоды — Григорию тридцать четыре, Екатерина на десять лет старше. Впрочем, это делало их отношения еще более трогательными. 
Потемкину, человеку традиционного русского склада, было нелегко поддерживать ровные отношения с женщиной, обладавшей не только большей властью, чем он, но и абсолютно от него независимой. Он держался высокомерно и часто распущенно. Так, Григорий Иванович открыто обвинил императрицу в безнравственности, объявив, что ему предшествовали пятнадцать любовников. Чтобы успокоить его ревность, Екатерина составила “Чистосердечную исповедь” — совершенно удивительный документ для любого века. Нет других примеров, когда императрица подобным образом давала бы объяснения своей интимной жизни. Она рассказала о четырех любовниках, бывших до  Потемкина,  — Салтыкове, Понятовском, Орлове и Васильчикове.
Жалованье солдата-пехотинца составляло тогда 7 рублей в год, офицера — 300. Потемкин получал по 100 тысяч к именинам или праздникам. Он жил во всех императорских резиденциях, и его дворцовый персонал обслуживал бесплатно. Говорили, что первого числа каждого месяца на его туалетном столике лежали 12 тысяч рублей.
Екатерина следила и за тем, чтобы возлюбленный получал столько российских и иностранных наград, сколько это было возможно: упрочивать его статус означало укреплять и свое положение. Потемкина назначили членом Государственного Совета, вице-президентом Военной коллегии, он получил чин генерал-аншефа. А 10 июня 1774 года в честь заключения мира с Турцией, для победы над которой Потемкин сделал немало, ему пожаловали графское достоинство.
Бурные отношения императрицы и генерала вскоре начали утомлять обоих. Они продолжали любить друг друга и работать вместе весь 1775 год, но напряжение росло...
Екатерина обратила внимание на одного из секретарей. Петр Завадовский был образован, опрятен и хорош собой. Своей склонностью к упорному, методичному труду он являл полную противоположность Потемкину. Скоро Екатерина, Потемкин и Завадовский образовали странный треугольник. Потемкин оставался любовником Екатерины, но новый фаворит влюблялся в нее все сильнее. Точно не известно, заменила ли она одного другим, но то,  что пыталась вызвать ревность в Потемкине, выказывая благосклонность обоим, очевидно. Она сама признавалась, что не может прожить без любви ни дня. Возможно, поэтому в ответ на демонстративную холодность Григория Ивановича обратила взор на своего секретаря.
Потемкин и Екатерина продолжали любить друг друга и, чувствуя, что взаимно отдаляются, пытались найти способ остаться вместе. Потемкин остро нуждался в свободе, искал поприще для своих созревших творческих сил. Екатерина так сформулировала суть проблемы: “Мы ссоримся о власти, а не о любви”. Они все-таки решили на время расстаться, чтобы спасти уважение друг к другу.
Завадовский появился во дворце в качестве официального фаворита Екатерины. Потемкин уже не возражал, позволяя ей утешиться с секретарем.
Начав год со вспышек ревности и опасений за свою любовь и дружбу, они построили отношения по-новому. Оба обрели свободу, поддерживая друг друга в политике, повседневных делах. Это было очень непросто. Сердечные дела не решаются переговорами, тем более между такими эмоциональными людьми. Но время, природа, ошибки, ум и взаимное доверие сделали свое дело. Из влиятельного любовника Потемкин превратился в министра-фаворита. Позднее он покинет Зимний дворец, но никогда не потеряет доступа в будуар Екатерины.
5 января 1791 года светлейший князь умер. Императрица тяжело переживала его смерть. В одном из писем она признавалась: “...страшный удар разразился над моей головой... Это был человек высокого ума, редкого разума и превосходного сердца...”
В любви Екатерины и Потемкина все необыкновенно. Богато одаренные личности, они были поставлены судьбой в исключительное положение. Страсть их пылала так бурно, что, читая их любовные записки, можно забыть, что они управляли огромной империей, ведущей войну с внеш­ними и внутренними врагами. Она — императрица, он — подданный, оба обладали непомерным честолюбием, жили в окружении дышащего соперничеством двора, подмечавшего каждую деталь и придающего политическое значение каждому взгляду. В потоке чувств они часто забывали себя. Но Екатерина всегда оставалась государыней, а Потемкин с первого дня был не просто фаворитом, но политиком высочайшего ранга.
Ольга Иванова.