Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Без конкуренции никуда

7
Какой должна быть реформа ЖКХ, действуют ли в данном секторе рыночные механизмы? На проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве имеет свою точку зрения директор направления “Городское хозяйство” фонда “Институт экономики города” Сергей СИВАЕВ. Ее он выразил в клубе региональной журналистики “Из первых уст” (Москва).

Сектор ЖКХ по-прежнему административный, считает Сергей Сиваев, рынка там очень мало, а всю неэффективность административного функ­ционирования комплекса переложили на население, заставив его платить за все. Органы местного самоуправления не заинтересованы в том, чтобы появились рыночные механизмы.
По мнению С.Сиваева, структура собственности многоквартирных домов не имеет аналогов в мире. Мы приватизировали квартиры, а все остальное (например, несущие конструкции)  — это общедолевая собственность. “Проблема даже не в этом, — поясняет он, — на Западе первичным является право собственности на землю. То есть если вы совладелец здания, то  в первую очередь считаетесь совладельцем земельного участка. У нас первичное право — элемент в квартире, а что будет с вашей  собственностью на землю, не важно”.
Еще на одном интересном моменте акцентировал он внимание журналистов. Во всем мире кондоминиум имеет институт управления, который представляет из себя некую организацию соб­ственников. Если вы живете в доме, где он создан, то в обязательном порядке являетесь членом  этой ассоциации собственников. У нас ТСЖ по решению Кон­ституционного суда — общественная организация. Стало быть, каждый собственник вправе входить в него только добровольно. Вот такая сложная юридиче­ская кон­струкция получается. Тем не менее товарище­ство собственников жилья — один из способов управления многоквартирным домом (два других — непосредственное управление собственниками и управляющей компанией).
Коснулся Сергей Сиваев ценообразования. С электроэнергией, газом,  теплоснабжением все понятно — тут монополии (данный подсектор он называет “коммуналкой”). И тарифное регулирование является нормальным рыночным инструментом. А вот при управлении домом (“жилье”) развитие конкурент­ных отношений абсолютно реально, считает С.Сиваев. Во всем мире именно так и происходит. Там, где конкуренция, существует договорная цена, а не тарифное регулирование. Однако эти два подсектора по отношению друг к другу находятся в конфликте. “Коммуналка” заинтересована продать как можно больше ресурсов и получить максимальные доходы, а задача тех, кто занимается содержанием жилья, — обеспечить комфортность при  минимальных расходах ресурсов, чтобы быть конкурентоспособным. То есть одним нужно продать больше, другим — купить меньше. В общем-то, нормальная рыночная среда. В этой ситуации они должны работать на основе договорных отношений, поскольку у них разные интересы. И это прин­ципиально важно. Когда в жилищно-коммунальной сфере сложится такая ситуация, тогда она будет развиваться позитивно.
Однако нередко “коммуналка” и “жилье” существуют под одной юридической крышей. В этом случае никакой конкуренции на рынке жилищных услуг нет. Им экономически выгодно тепла продавать больше. В чем это выражается? В крайне низкой энергоэффективности нашего жилищного фонда. Норматив потребления холодной и горячей воды в среднем по стране от 200 до 400 литров на человека в день, то есть 20-40 ведер. Трудно себе представить, что житель столько воды может оприходовать за день. Куда она уходит?  Вы разве не замечаете “плавающие” подвалы, капающие краны, текущие бачки? То же самое можно сказать о теплоэффективности. Потери тепловой энергии доходят до 30-35 проц. И она уходит не только через неутепленные окна и стены.
Мы смогли бы платить гораздо меньше за коммунальные услуги, а сэкономленные средства направить на капитальное улучшение зданий. Необходимо создать такие экономические механизмы, которые подталкивали бы руководителей ЖКХ управлять недвижимостью профессионально.
Подготовила
Галина МИРОНОВА.