Без конкуренции никуда
Сектор ЖКХ по-прежнему административный, считает Сергей Сиваев, рынка там очень мало, а всю неэффективность административного функционирования комплекса переложили на население, заставив его платить за все. Органы местного самоуправления не заинтересованы в том, чтобы появились рыночные механизмы.
По мнению С.Сиваева, структура собственности многоквартирных домов не имеет аналогов в мире. Мы приватизировали квартиры, а все остальное (например, несущие конструкции) — это общедолевая собственность. “Проблема даже не в этом, — поясняет он, — на Западе первичным является право собственности на землю. То есть если вы совладелец здания, то в первую очередь считаетесь совладельцем земельного участка. У нас первичное право — элемент в квартире, а что будет с вашей собственностью на землю, не важно”.
Еще на одном интересном моменте акцентировал он внимание журналистов. Во всем мире кондоминиум имеет институт управления, который представляет из себя некую организацию собственников. Если вы живете в доме, где он создан, то в обязательном порядке являетесь членом этой ассоциации собственников. У нас ТСЖ по решению Конституционного суда — общественная организация. Стало быть, каждый собственник вправе входить в него только добровольно. Вот такая сложная юридическая конструкция получается. Тем не менее товарищество собственников жилья — один из способов управления многоквартирным домом (два других — непосредственное управление собственниками и управляющей компанией).
Коснулся Сергей Сиваев ценообразования. С электроэнергией, газом, теплоснабжением все понятно — тут монополии (данный подсектор он называет “коммуналкой”). И тарифное регулирование является нормальным рыночным инструментом. А вот при управлении домом (“жилье”) развитие конкурентных отношений абсолютно реально, считает С.Сиваев. Во всем мире именно так и происходит. Там, где конкуренция, существует договорная цена, а не тарифное регулирование. Однако эти два подсектора по отношению друг к другу находятся в конфликте. “Коммуналка” заинтересована продать как можно больше ресурсов и получить максимальные доходы, а задача тех, кто занимается содержанием жилья, — обеспечить комфортность при минимальных расходах ресурсов, чтобы быть конкурентоспособным. То есть одним нужно продать больше, другим — купить меньше. В общем-то, нормальная рыночная среда. В этой ситуации они должны работать на основе договорных отношений, поскольку у них разные интересы. И это принципиально важно. Когда в жилищно-коммунальной сфере сложится такая ситуация, тогда она будет развиваться позитивно.
Однако нередко “коммуналка” и “жилье” существуют под одной юридической крышей. В этом случае никакой конкуренции на рынке жилищных услуг нет. Им экономически выгодно тепла продавать больше. В чем это выражается? В крайне низкой энергоэффективности нашего жилищного фонда. Норматив потребления холодной и горячей воды в среднем по стране от 200 до 400 литров на человека в день, то есть 20-40 ведер. Трудно себе представить, что житель столько воды может оприходовать за день. Куда она уходит? Вы разве не замечаете “плавающие” подвалы, капающие краны, текущие бачки? То же самое можно сказать о теплоэффективности. Потери тепловой энергии доходят до 30-35 проц. И она уходит не только через неутепленные окна и стены.
Мы смогли бы платить гораздо меньше за коммунальные услуги, а сэкономленные средства направить на капитальное улучшение зданий. Необходимо создать такие экономические механизмы, которые подталкивали бы руководителей ЖКХ управлять недвижимостью профессионально.
Подготовила
Галина МИРОНОВА.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати