Что изменится в России с 1 сентября 2024 года

Учись, брат, барьеры брать

02.03.2007
5

2006 год стал для учреждений культуры Новочебоксарка “урожайным” на проекты. На разном уровне были отмечены сразу три. “Цветы из сада грез“ стал победителем конкурса на грант Президента Чувашии, а “Новочебоксарская лоза” и “…Хоть завязочки пришей” получили финансовую поддержку администрации Новочебоксарска.
 

Написание проектов — дело хлопотное. Тем не менее проект­ная деятельность, хоть и с некоторым трудом, набирает обороты. Толчком для нее стал, без сомнения, окружной конкурс “Культурная столица”. В Новочебоксарск даже приезжала группа специалистов из Фонда “Культурная столица Поволжья” (Нижний Новгород) с тем, чтобы обучить работников культуры мастерству написания проектов. Нельзя сказать, что прежде наши были далеки от этого вида деятельности. В свое время “Грани” немало писали об успехе центральной библиотеки им. Ю.Гагарина, получившей грант Сороса за проект “Молодежь библиотеки небольшого города. Информационная поддержка занятости”, написанный совместно с еще двумя библиотеками Чувашии. Другая — им. Н.Полоруссова-Шелеби —  выступила с проектом  “Центр “Парус” социокультурной адаптации детей и молодежи с ограниченными физическими возможностями” и получила добро Президента России.
Но то были единичные случаи, и одну работу от другой отделяли годы. В интересах самих учреждений культуры сделать проектную деятельность обыденной, ведь проект — один из дополнительных источников финансирования. Эта немудреная мысль давно пришла в голову не только “продвинутому” Западу, но и всему миру, который с энтузиазмом берется за написание проектов и, соответственно, “имеет” с этого. И опыт сей, думается,  не станет лишним и для нашей бедной культуры.
Что же мешает работникам культуры с головой окунуться в столь прибыльное дело? Одна из респонденток, пожелавшая остаться неназванной, предъявила целый список “минусов”, препятствующих проектной деятельности. Среди них — слабый интеллектуальный потенциал. По ее мнению, для написания проектов требуются нестандарт­ные мысли и подход: “Грант — это новое изобретение, маленькое открытие. А в мире только один процент населения — открыватели, все остальные — исполнители”. Останавливают людей и очень громоздкие, изощренные  требования к оформлению документации — проект еще не выигран, а уже необходимо предъявить массу “квиточков”. В случае же победы придется еще и побегать, чтобы получить день­ги на реализацию проекта.
Существенна для разработчика и материальная сторона: он вложил труд, время и вправе рассчитывать на вознаграждение. Оно же зачастую бывает весьма скудным. С этим утверждением согласны и другие проектанты, иногда вынужденные даже вкладывать в “дело” свои средства, иначе оно застопорится.  Не последнюю роль играет и нехватка времени, ведь текущей работы всегда более чем достаточно. Так что проектом приходится заниматься в личное время. И поддержки администрации практически никакой — ни отгулов, ни премии, а ведь человек работает на имидж учреждения.
“Виновата” и извечная лень-матушка: вроде и тема подходит, но…
Разделив утверждение моей визави о недостаточной материальной поддержке исполнителей, необходимости иной раз вкладывать свои средства, о коллективном характере работы,  автор проектов “Гончарный круг дружбы”, “Цветы из сада грез”, “Новочебоксарская лоза”, главный хранитель Новочебоксарского художественного музея Валентина Ильина основную проблему видит не в написании проекта, а в том, чтобы суметь передать его суть и конечную цель. Необходимо, считает она, очертить также круг тех людей, с кем предстоит сотрудничать, продумать мероприятия, — словом, подробно расписать проект и видеть его так же, как художник — свою картину. Для Валентины Тимофеевны, имеющей весьма солидный опыт написания проектов, сбор документации и следующий за ним отчет уже давно не проблема. “Грант — это азарт, дух соревнования и одновременно мобилизация всех сил, напряжение, — говорит она. — После реализации проекта хочется взять тайм-аут. Но проходит время, и появляются мысли о следующем”. Сейчас В.Ильина обдумывает долгосрочный проект “Музей в меняющемся мире”, грант на который предоставляет в случае победы фонд М.Потанина.
Свои первые шаги в проектировании сделала минувшей осенью детская школа искусств: она приняла участие в реализации проекта, ставшего обладателем гранта главы Новочебоксарска “…Хоть завязочки пришей”, автором которого является заведующая сектором библиотеки им. Н.Полоруссова-Шелеби Екатерина Василькова. Прежде ДШИ ограничивалась рамками только школы, а теперь вот вышла за ее пределы и осталась довольна результатом. “Потенциал у нас есть, — говорит директор Ольга Петрова. — Преподавателей специально обучали проектной деятельности, проводили семинары. Идей много. Начнем барьеры брать”.
Так что не всех пугают возможные трудности, и новички на этом поприще еще будут. Кто следующий?
Светлана ИСАЕВА.