Что изменится в России с 1 сентября 2024 года

И мужчины доживут до пенсии...

6

“Грани” уже сообщали, что осенью прошлого года Новочебоксарск вошел в Европейскую сеть Всемирной организации здравоохранения “Здоровые города”. Поговорим о том, что это даст городу в обозримом будущем.

Заграница нам поможет?
Об основных положениях проекта и для чего он, соб­ственно, разработан, рассказала его куратор в Новочебоксарске Алевтина Кочетова.
“Здоровые города” зародились в Торонто в 1984 году. Идея довольно проста: улучшить физическое, психическое, социальное, экологическое, материальное благополучие жителей, объединив усилия всех ведомств и структур города, имеющих какое-либо влияние на здоровье горожан. К настоящему времени 1400 городов из более чем 30 стран включились в решение этой проблемы. В Чувашию проект “Здоровые города” привез Президент ЧР Николай Федоров. Но вернемся к городам.
“Старички” — европейские города типа канадского Торонто — за два десятка лет наработали огромный опыт в том, как сделать свое население здоровым, и готовы им поделиться. Например, с членами Европейской сети в России. Таковых пока немного: Ижевск, Ставрополь, Чебоксары, Череповец, Кинель-Черкасы (Самарская область), Димитровград, Новочебоксарск. Подчеркивается, что “здоровый город” не обязательно уже достиг особого состояния здоровья населения”. Он стремится к такому результату, потому и отнесен к категории “здоровых”.
Иными словами, никто не приедет в Новочебоксарск, не превратит нас в этаких здоровяков и даже денег на это не даст. Все, чем поможет Европа, — предоставит методические рекомендации, возможность пообщаться с представителями других городов, изучить их опыт. В крайнем случае, посоветует, как решить конкретную проблему. Остальное мы должны сделать сами. Что именно?

Не простой, а стратегический
Чувашия, в том числе и Новочебоксарск, подключилась к проекту ВОЗ еще в 2000 году. За минувшие с тех пор годы создан “Профиль здоровья” нашего города, в котором не просто перечислены основные проблемы, но отражена ситуация по всем отраслям. По­явился межведом­ственный профилактический совет, призванный скоординировать взаимодействие различных ведомств.
В Новочебоксарске выбрали три направления деятельности (из предложенных четырех), обозначенные как “Физическая активность”, “Здоровое долголетие”, “Здоровое городское планирование”. Они отражены в основном документе — “Стратегическом плане охраны и укрепления здоровья населения Новочебоксарска”, утвержденном постановлением главы города В.Андреева 21 марта этого года. Рассчитан он до 2010 года, состоит из семи частей.
План весьма обширен (70 страниц текста), касается самых разных проблем, так или иначе имеющих отношение к здоровью, продолжительности жизни человека и комфортности проживания. Например, в части пятой “Безопасная среда обитания” есть главы, посвященные экологической, антитеррористической, общественной без­опасности, профилактике травматизма от ДТП.

Запланировать, выполнить, проверить
Почти каждая глава включает в себя три составляющих. Первая — цели и задачи, которые ставит перед собой конкретное ведом­ство в рамках проекта “Здоровые города”. Вторая — перечень дел с указанием исполнителей и ожидаемого результата. Третья — показатели для мониторинга. Например, при каждом из шести
ТОСов планируется создать бесплатные центры здоровья. Таким образом пожилые горожане будут вовлечены в программу “Здоровое долголетие”. Дадут ли положительный эффект намечаемые мероприятия, покажут статистические данные продолжительности жизни, смертности с указанием пола и причины в возрастных группах 65 и 80 лет, изменения в структуре заболеваемости и инвалидности... Такой же мониторинг намечено провести и в других сферах жизни города.
Кстати, в последние пять лет средняя продолжительность жизни новочебоксарцев увеличивалась и по итогам 2006‑го (сведения городского загса. — Прим. авт.) составляла: у мужчин — 57 лет, у женщин — 69 лет.

Ожидаемые результаты к 2010 году:

  • продолжительность жизни населения Новочебоксарска (общий показатель, независимо от пола) увеличится до 68 лет;
  • показатель смертности от бытового и дорожно-транспортного травматизма снизится на 5 процентов;
  • уровень загрязнения окружающей среды по основным показателям уменьшится на 10 процентов;
  • курящих горожан станет меньше на 10 процентов.


“Усилить и углубить”?
На мой взгляд, идея неплохая: запланировать ряд мер, реализовать их и посмотреть, к каким конкретным результатам они привели. Вот только Стратегический план весьма неоднороден. Связано это с тем, как он составлялся. Почти во все организации Новочебоксар­ска направили письма: представить план мероприятий по проекту “Здоровые города”.
Учреждения отнеслись к просьбе по-разному. Например, медики ответственно, потому часть “Здравоохранение” прописана наиболее полно. А в главе “Жилье. Благоустрой­ство места обитания” (запрос был в УАГ) указаны лишь цели и задачи. Как именно их достичь, а потом проверить результаты, неясно. Куратор проекта Алевтина Кочетова, обобщавшая полученную информацию, объяснила, что детально данная тема освещена в принятом недавно ген­плане Новочебоксарска.
В Стратегическом плане немало дельных предложений. Например, оборудовать пандусами объекты социальной инфраструктуры в Новочебоксарске. Названы и те, кто станет этим заниматься: отдел соцзащиты населения, общество инвалидов и управление архитектуры и градостроитель­ства, которое, кстати, находится в стадии ликвидации.
Некоторые мероприятия, о которых сообщили ведом­ства, весьма похожи на отписку. “Усилить надзор за организацией горячего питания в образовательных учреждениях” на деле лишь красивая фраза. Вот если б управление образования по­ставило задачу таким образом: “довести охват горячим питанием во всех школах до 80 процентов учащихся”! Сегодня лишь два-три учебных заведения могут похвастаться таким результатом, в остальных школах супы и второе блюдо едят лишь 40‑60 процентов детей. Понятно, откуда впослед­ствии у ребят берутся проблемы с пищеварением.
Специалисты Роспотребнадзора отмечают, что качество питания в новочебоксарских школах везде примерно одинаковое. Значит, речь идет о неудовлетворительной организации, недостаточной пропаганде здорового питания среди школьников и их родителей?
Среди семи пунктов, запланированных отделом внутренних дел Новочебоксарска, также ни одного конкретного, сплошные “усилить и углубить”. О чем, к примеру, говорит такой: “Защита собственности от преступных посягательств”? Это, соб­ственно, и есть то, чем милиция занимается ежедневно, ежечасно. Начальник криминальной милиции ОВД Новочебоксарска Сергей Павлов заявил, что ставить какие-то конкретные цели и задачи, когда речь идет о правопорядке, затруднительно. Сегодня преступлений нет, а кто может сказать, что будет завтра? Един­ственное, что можно добавить в Стратегический план: оборудовать места отдыха новочебоксарцев, крупные торговые центры, некоторые территории по улицам Винокурова, Совет­ской, 10-й пятилетки системами видеонаблюдения.

Механизм внедрения
Межведомственный профилактический совет станет следить за выполнением Стратегического плана. Совещания будут проходить не реже одного раза в полгода, при необходимости пригласят и заслушают представителей тех или иных муниципальных структур.
Сейчас совет возглавляет заместитель главы города по социальным вопросам Владимир Матвеев. Он заметил, что документ — не священный талмуд, его можно и нужно корректировать. Первое собрание состоится в мае. Вероятно, уже на нем следует обсудить, какие изменения требуется внести в Стратегический план.
Андрей СЕРГЕЕВ.