Что изменится в России с 1 сентября 2024 года

“Все мои мужья… были помешаны на таланте Шукшина”

21.05.2007
5

Жизнь замечательной актрисы Лидии Федосеевой-Шукшиной тесно связана с кино. На съемках фильмов она знакомилась со своими будущими мужьями, а удачно сыгранные роли принесли ей огромную популярность и любовь народа.

  

Первым мужем Лидии Федосеевой был малоизвестный киевский актер В.Воронин, с которым она познакомилась на киностудии имени Довженко. В 1960 году родила от него дочку Анастасию. Однако рождение ребенка отрицательно сказалось на ее учебе во ВГИКе: за систематические пропуски занятий Федосееву отчислили из института. Пришлось молодому супругу идти на поклон к декану актерского факультета. Этот поход завершился успехом — Федосееву восстановили в институте и зачислили в мастерскую С.Герасимова и Т.Макаровой.
Между тем возвращение Федосеевой в столицу сыграло с молодой семьей злую шутку. Так как Воронин продолжал жить в Киеве, а Федосеева в Моск­ве (при этом их дочка жила у бабушки в Ленинграде), виделись они крайне редко и, в конце концов, отвыкли друг от друга. Поэтому к 1964 году, когда Федосеева окончила ВГИК, ее брак с Ворониным успел превратиться в чистую формальность.
После развода девочку оставили на попечении бабушки со стороны отца, скрывали ее от родной матери до тех пор, пока не отлучили совсем. Со временем душевная рана Федосеевой затянулась.
Когда Федосеева узнала, что ее партнером по фильму “Какое оно, море?” будет Василий Шукшин, она расстроилась. В кинематографической среде ходили разговоры о его пьяных загулах, поэтому ничего хорошего от встречи с ним актриса не ждала. Был даже момент, когда она попросила режиссера подыскать, пока не поздно, замену Шукшину, иначе они все с ним намаются. Но режиссер заверил, что все будет нормально.
Первая встреча Шукшина и Федосеевой произошла в поезде по дороге в Судак. Лидия Николаевна вспоминает: “Я потихоньку наблюдала за Шукшиным: глаза у него зеленые, веселые, озорные и хулиганистые. Компания оказалась на редкость приятной, и я запела. И запела “Калину красную”. Он вдруг странно посмотрел на меня и подхватил... Когда же все заснули, чувствую, как кто-то входит в купе. Смотрю — Вася. Тихонько присаживается ко мне и говорит: “Ну, давай, рассказывай о себе”. Всю ночь мы проговорили. Когда ехали в автобусе в Судак, остановились в лесочке. Помню, я первая вошла в автобус, а Шукшин за мной и что-то под пиджаком дер­жит. Спрашиваю: “Зверька поймал?” А он мне — маленький букетик цветов. Потом узнала, что это были первые цветы, которые он подарил женщине. Я долго хранила их”.
Эта встреча перевернула и личную, и творческую судьбу Федосеевой. Они поженились, актриса вместе с мужем сыграла главные роли в картинах “Печки-лавочки” (1972) и “Калина красная” (1973). Шукшин сам написал сценарии этих фильмов и снял их как режиссер-постановщик. К тому времени он уже был знаменит: играл в кино, писал книги. Лидия Федосеева удивила всех как актриса: коренная горожанка прекрасно сыграла простых деревенских женщин, которые самозабвенно преданы своим любимым мужчинам и готовы на любые жертвы ради их благополучия. Простодушная наивность Федосеевой, ее безыскусная игра, скромная и в то же время запоминающаяся внешность позволили ей стать равноправной партнершей яркого, характерного актера Шукшина. Вместе они создали ту неповторимую естественную атмосферу реальной жизни, которая и подкупала зрителей в этих фильмах.
Пара могла сделать еще много интересного, но случилось непоправимое. В 1974 году в фильме “Они сражались за Родину” Федосеевой предстояло сыграть вдову. “Да ты играй не вдову, а женщину”, — успокаивал ее Шукшин. Увы, роль оказалась пророче­ской. Шукшин умер 2 октября на съемках от сердечной недостаточности.
Шукшина рассказала об одном мистическом разговоре с мужем, когда они, гуляя по Новодевичьему кладбищу, искали могилу Есенина, которого очень любил Шукшин. Они не знали тогда, что есенин­ская могила находится на Ваганьковском. “Выходим с кладбища, — рассказывает Шукшина, — Вася молчит. И вдруг заговорил глухо, смиренно: “Случится что со мной, не похоронят меня здесь”. А я без всякой побочной мысли брякнула: “Нет, Вася, я похороню”. А он: “Ну, смотри”. Как у меня вырвались такие страшные пророческие слова, не знаю. Видно, Господу нужно было вложить их в мои уста”.
Василий Шукшин был членом партии и при этом верующим человеком. Прекрасно понимая невозможность церковного брака, они хотели обвенчаться хотя бы в кино. Специально для этого в сценарии фильма “Степан Разин”, в котором он хотел сыграть Разина, а Лидия Николаевна должна была играть его жену, Шукшин написал сцену венчания. К сожалению, он не успел снять этот фильм.
Василий Макарович был нервным и импульсивным человеком. В быту, как жене и  матери, Лидии Николаевне было намного сложнее, чем в кино. Она терпела и не перечила ему. Для нее, воспитанной в христианском духе, семейные ценности были превыше всего.
В одном интервью она призналась: “Я любила его безумно, свет этой любви до сих пор падает на мою жизнь. Знаю, что когда-нибудь мы обязательно встретимся. И сейчас он с нами, когда я захожу в его кабинет, чувствую, что Василий Макарович рядом. Встреча с ним — главное везение в моей жизни”.
После смерти мужа актриса взяла двойную фамилию и теперь известна как Федосеева-Шукшина. Она стала работать в театре-студии киноактера в Москве и очень много снималась: фильмы с ее участием выходили практически ежегодно.
В браке с Шукшиным у Лидии Николаевны родились две девочки-погодки. Мария окончила Институт иностранных языков, несколько лет работала переводчицей, сегодня она известная актриса и телеведущая, мама четверых детей.
Ольга окончила ВГИК, снялась в нескольких фильмах, но потом решила пойти по стопам отца: стала писать автобиографические рассказы и поступила в Литературный институт. Она живет замкнуто в загородном доме и воспитывает сына Василия.
Знакомые Лидии Николаевны и поклонники творчества Шукшина осудили ее за брак с кинооператором Михаилом Аграновичем. Они познакомились, когда начинали снимать картину “Трын-трава”. Но именно он поставил на ноги дочек Лидии Николаевны, пока сама актриса активно снималась. Это не отрицает Маша Шукшина, во всех интервью повторяя, что всем хорошим в ней она обязана отчиму.
Федосеева-Шукшина считает себя семейным человеком, но, говорят, если совместная жизнь не складывается, всегда уходит первой. После развода с  Аграновичем она пыталась устроить жизнь с польским художником М.Межевски. Но он не смог смириться с тем, что в России стал известен не сам по себе, а как муж Федосеевой-Шукшиной.
Потом в ее жизни появился Бари Алибасов. Извест­ный продюсер очень трогательно ухаживал за Лидией Николаевной, при этом не скрывал того, что просто боготворил Василия Шукшина. Столь же заботливо он относился и к ее детям. Но сейчас каждый живет своей жизнью. “Не верьте сплетням, Бари не был моим мужем, — говорит Лидия Николаевна. —  Хорошим другом, да! У нас и сейчас прекрасные отношения”.
“Мне везло с теми, с кем я была счастлива, — заключает Федосеева-Шукшина. — Все мои мужья — умные, талантливые, интересные. Но знаете, в чем секрет? В том, что все они любили Василия Шукшина, были помешаны на его таланте”.
Ольга ИВАНОВА.