Что изменится в России с 1 сентября 2024 года

Этот удивляющий Чулгась

02.07.2007 /
5

Чем ценна встреча, устроенная в память о ком-либо? Конечно же, воспоминаниями. Их было достаточно в литературном музее имени К.В.Ивано-ва, где 27 июня, в день
100-летия со дня рождения чувашского прозаика, очеркиста, переводчика и драматурга Кузьмы Чулгася (К.А.Афанасьева), собрались его родственники, друзья, коллеги и почитатели. 

 “Много воды утекло с тех пор...”. фото Валерия Бакланова.

С выступления певицы П.Константиновой началась встреча.

 “Чулгася любят и дети, и взрослые”.

 

Все они, не сговариваясь, направлялись к выставке, подготовленной сотрудниками музея. Она не велика, как не велико на взгляд несведущего человека творческое наследие юбиляра. Но не количеством написанного определяется значимость произведений этого писателя для чувашской литературы и читателей, особенно детей. А тем влиянием, какое оказывали и продолжают оказывать книги Кузьмы Чулгася, “феномена в чувашской литературе”. Тиражами в 10-15 тысяч экземпляров выходили его произведения, а одно, самое известное — “Сказки охотника” (1934 г.), — переиздавалось 7 (!) раз. Герой этой небольшой книжицы получил имя “чуваш­ский Мюнхгаузен” и по-прежнему популярен.
Среди пришедших нельзя было не заметить даму весьма преклонных лет (как выяснилось позже, ей 94 года (!), но очень подвижную, энергичную. “Валентина Эльби. Писательница, заслуженный работник культуры Чувашской Республики”, — представила ее старший научный сотрудник музея Галина Еливанова. Именно Валентина Андреевна, работавшая вместе с Кузьмой Чулгасем на Чуваш­ском радио и готовившая передачи для детей в то время, когда он занимал пост редактора литературных передач, открыла вечер воспоминаний.
“Кузьма Афанасьевич был моим начальником, — сказала она. — Человек добрый, никогда не видела, чтобы он ругался или обижался. Писатели любили Чулгася, но подшучивали над ним. Так, однажды кто-то позвонил ему и велел прийти в милицию, так как коза, которую купил Чулгась, краденая. Собрался он и вместе с женой повел животное в отделение. А там, конечно же, никто его не ждал. Вернулись домой. Снова звонок из милиции. Так как Кузьма Афанасьевич был законопослушным гражданином, он опять безропотно отправился к стражам порядка. И на этот раз напрасно. Лишь после второго похода он узнал, что “милиционером” был поэт Илья Тукташ”. Рассказ В.Эльби, вызвавший оживление среди собравшихся, задал тон всей встрече.
“Веселый, радостный человек, оптимист”, — так охарактеризовал Кузьму Чулгася его друг и писатель Анатолий Юман, которому в молодости посчастливилось познакомиться с “классиком детской литературы”. А бывший первый секретарь Чувашского обкома КПСС Илья Прокопьев, тоже пришедший на встречу, назвал автора “чувашского Мюнхгаузена” самым любимым писателем: “Его книги искали не только дети, но и взрослые”. “Мы росли на этих произведениях”, — вторил ему писатель Геннадий Уткин. И все, как один, сожалели, что со­временное поколение школьников в массе своей незнакомо с добрыми, светлыми повестями, рассказами и сказками детского писателя. Книг явно недостаточно, несмотря на то, что в 2003 году по просьбе сотрудников Чувашской республиканской дет­ско-юношеской библиотеки напечатали “Сказки охотника”.
Востребованность книг Кузьмы Чулгася — не миф. Эвелина Малеева, заведующая сектором краеведческой и национальной литературы названной библиотеки, рассказала, что она ежедневно видит, с какой охотой и удовольствием дети читают сохранившиеся в их фонде шесть книг писателя, изданных в 1961 и 1964 годах. “Произведения его завораживают, написаны легко, интересно, язык доступный, простой, — говорила она. — Могу утверждать, что в районных библиотеках других книг, кроме “Сказок охотника”, нет. Да и сведения об авторе и его творчестве трудно найти. Разве только в энциклопедии “Чувашские писатели” и в газетах и журналах 40-70-х годов прошлого столетия”.
С ней согласились. Но есть надежда, что не только для воспоминаний собрались в этот день те, кто знал Кузьму Чулгася или слышал о нем. Например, администрации Цивильского района, представитель которой присутствовал на встрече, по силам назвать одну из улиц на родине писателя его именем. А творческая интеллигенция Чувашии вполне может способ­ствовать тому, чтобы произведения некогда хорошо известного, популярного детского писателя переиздавались.
Светлана ИСАЕВА.