Капитализацию утроить, но без перегрева и “пузырей”
В 2006 году мы впервые превысили номинальный валовой внутренний продукт 1991 года в сопоставимых ценах. Правда состоит в том, что этот уровень, выражаемый в деньгах, базируется на совершенно другой структуре экономики. Это важно. В ней существенно меньше валенок, тулупов, телогреек, которые входили в структуру ВВП, но которые никому не были нужны. Сейчас структура продукта поменялась и по своему товарному набору. Это признак более развитой экономики (чем больше доля услуг, тем более экономика развита). Об этом и о многом другом рассказал журналистам статс-секретарь, заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации Андрей ШАРОНОВ на VI форуме клуба региональной журналистики “Из первых уст”, который проходил в Москве.
О двигателях роста
Розничная торговля у нас является одним из двигателей роста. Большая доля добавленной стоимости создается именно в этой отрасли, и она также один из важнейших локомотивов роста. Реальные доходы населения тоже растут, это хорошо. Но они растут быстрее производительности труда, это плохо. Это означает, что мы кредитуем заработную плату. Конечно, можно сказать, что мы компенсируем те нищенские зарплаты, которые были. Это правда. Но правда и то, что их повышение должно сопровождаться повышением производительности труда. Если учителям зарплату увеличиваем, должны быть уверены в том, что их услуга становится качественной. С теоретических макроэкономических позиций опережение заработной платы темпов роста производительности труда — это плохо.
Динамика инвестиций в основной капитал — другой двигатель роста. Если вы создаете активы, которые могут производить продукт (услуги), то это гарантия того, что сохраните, по крайней мере, в среднесрочной перспективе темпы роста. Если у вас появляется станок, то есть шанс что-то производить и зарабатывать на этом деньги. Сейчас темпы роста инвестиций более 10 процентов, они опережают рост внутреннего валового продукта, и это позволяет более оптимистично смотреть в перспективу, потому что рост инвестиций сегодня означает рост ВВП завтра.
О капитализации
Капитализация (суммарная стоимость компаний) нашего рынка чрезвычайно мала. Если бы те компании, которые выставляются на торги, кто-то решил купить, то он должен был бы заплатить примерно 95 проц. от валового внутреннего продукта, то есть чуть больше 20 триллионов рублей. Иными словами, стоимость компаний, которые мы смогли вывести на рынки, равна всего лишь продукту, производимому в стране за год. Это весьма незначительно. Наши компании, как правило, недооценены, то есть они стоят дороже, чем сейчас готовы за них дать. К тому же многие из них вне рынка и не предлагаются в качестве актива, значит, не являются инструментом привлечения дополнительных средств. Поэтому задача – удваивать и утраивать капитализацию фондового рынка с некоторыми ограничениями, связанными с так называемыми перегревами экономики с образованием “пузырей”.
Об инвестиционном фонде
Мы очень долго говорили о необходимости создания инструментов развития, некоей линейки, о том, что у нас экономика имеет неблагоприятную структуру, что мы живем в основном за счет природных ресурсов, углеводородов. Надо что-то делать, мы не можем так сильно зависеть от одного товара.
В 2005 году правительство предложило “линейку инструментов”, а в 2006-м она обрела конечные очертания. Речь идет об инвестиционном фонде. Это обособленная часть федерального бюджета. Она в прошлом году составляла около 70 млрд. рублей. В нынешнем к данной сумме добавляется порядка 90 млрд. — на софинансирование крупных проектов стоимостью не менее 5 млрд. рублей. Государство может участвовать здесь путем внесения денежных средств в уставный капитал, создания проектно-сметной документации или предоставления гарантий при заимствовании частными партнерами средств с рынка. Причем правительство, если оно тратит свои деньги, должно направить их на инфраструктурные объекты.
12 проектов уже отобраны, их общая стоимость более 1 триллиона рублей. Из них объем средств из инвестфонда чуть больше четверти. Это хорошее “плечо”, что на один бюджетный рубль частные инвесторы дают три. К тому же объем ожидаемых налоговых поступлений в федеральный бюджет в период окупаемости в 2 раза превышает объем инвестиций. Будут еще и региональные, и местные налоги. И 175 тыс. рабочих мест, причем не самых дешевых.
Инструментами развития также являются экономические зоны и отмена таможенных льгот на технологическое оборудование. Мы закрывали наш рынок ввозными пошлинами, потому что считали, что у нас все есть, и все хорошее. Это не так. По некоторым позициям мы потеряли конкурентные преимущества, по иным никогда их не имели. Сейчас “обнулили” пошлины по 775 позициям.
О социальной сфере
Мы относимся к ней как к затратной и с точки зрения развития экономики малопривлекательной. Весь мир, по крайней мере, передовой, научился превращать ее в высокодоходную сферу для бизнеса. Потому что здоровье, образование — это то, за что человек будет отдавать свои последние деньги. Хотя в чистом виде бизнес здесь не реализуется, он всегда ограничен социальными обязательствами. Принят Закон “Об автономных учреждениях”. Идея состоит в том, чтобы создать новый класс бюджетных учреждений. Они остаются таковыми, но в отличие от классических бюджетных учреждений, которые на 100 проц. зависят от воли единственного учредителя, могут получать в свое распоряжение средства, которые они зарабатывают, и расходовать их самостоятельно, без зачисления на бюджетный счет учредителя. Есть так называемый закон об эндаументах, позволяющий защитить и интересы “жертвователя”, и интересы приобретателя выгоды. Мы должны сделать эту сферу привлекательной для частного капитала. Речь о модернизации медицинского страхования. К сожалению, мы не перешли на одноканальное финансирование — деньги поступают из фонда медицинского страхования и бюджета. Из-за этого медучреждения менее зависимы от качества услуг, предоставляемых гражданам.
Отказываемся от единой тарифной сетки, больше увязываем качество и количество труда с зарплатой.
Об административной реформе
У нас принято хвалиться большими территориями, природными ресурсами, выгодным геостратегическим, политическим положением. Однако не можем ответить на вопрос: “Почему при огромных богатствах, выгодном положении мы такие бедные?” Существует какая-то сила, которая пожирает это преимущество, которое имеем по сравнению с другими странами. Посмотрите, Израиль — просто выжженная земля, и ничего больше. И сельхозпродукты производит, и в инновациях, в высоких технологиях преуспевает. Что за сила такая, которая превращает наше преимущество в наше проклятие?
Поэтому административная реформа чрезвычайно важна. Принцип ее состоит в том, чтобы четко определить и нормативно закрепить функции, которые выполняют государство и конкретные уровни власти, ведомства. Из-за отсутствия четких обязанностей бизнеса, власти, гражданина и происходит злоупотребление, даются и берутся взятки. Оспорить это в суде невозможно, потому что нет критериев, по которым можно было бы определить, кто кого как обслужил. Чиновник за свои неправильные действия должен нести ответственность — имущественную, уголовную.
О рынке земли и недвижимости
Здесь тоже много плохого наследования. У нас незащищенные, не разграниченные права. Сейчас в рамках реформы недвижимости пытаемся изменить законодательство, которое бы проясняло эту ситуацию. Речь идет и о переоформлении права постоянного пользования (оно ликвидируется, имущество можно будет оформлять либо в собственность, либо в аренду) и о резервировании земельных участков — чтобы государство или муниципалитет могли заранее зарезервировать какие-то участки, если они планируют там что-то строить — дорогу, электростанцию, — чтобы потом не переплачивать за выкуп собственнику.
Не отрегулирован сервитут (обременение чужой собственности в интересах неограниченного круга лиц). Тоже важный институт, особенно для линейных объектов. Например, Чубайсу приходится сейчас выкупать кусочки земли под каждой линией электропередач ради того, чтобы два раза в год осмотрщик мог пройти к столбу.
Притчей во языцех стало предоставление земельных участков под строительство. Значительная доля вины в росте стоимости жилья лежит на властях, которые искусственно создают волокиту. Все это делается, к сожалению, небескорыстно.
Галина МИРОНОВА.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати