Что изменится в России с 1 сентября 2024 года

Дружба крепкая не сломается?

23.07.2007
7

Вот ведь какой парадокс получается: все взрослые когда-то были детьми и, по идее, должны бы помнить, что законы ребячьего сообщества совсем не похожи на правила, принятые среди взрослых. Однако с возрастом это, видимо, выветривается из памяти. Или жизнь за два-три десятилетия так резко меняется, что прежние стереотипы уже не подходят. Роман “Дурное влияние” Уильяма Сатклиффа как на ладони раскрывает мир современного десятилетнего мальчишки. Потому прочесть его советую как родителям, так и ребятам.

 

Как всегда происходит с “сильными” произведениями, точно обозначить жанровую разновидность не представляется возможным. Юмористические эпизоды перемежаются с психологическими зарисовками, семейной драмой и даже триллером. И это далеко не все компоненты коктейля под названием “Дурное влияние”. О чем же роман?
Свою историю рассказывает десятилетний Бен, живущий в пригороде Лондона. У него есть родители, старшие брат и сестра. С каждым из членов семьи у Бена выработаны определенные правила общения. Скучнее всего слушать наставления отца. С мамой можно иногда поговорить и на “нормальные” темы. Интересно выводить из себя семнадцатилетнего Донни. С ним это своеобразный психологический поединок: кто кого? А вот тринадцатилетнюю Рейчел “побеждать” получается далеко не всегда. Поведение девчонок очень трудно предсказать, тем более когда речь идет о собственной сестре.
А еще у Бена есть друг. Настоящий.

Из книги
“Когда у тебя есть лучший друг, больше ничего не нужно. Это как броня или как защитное поле вроде тех, что бывают в компьютерных играх и которые еще издают такой вой, и ты начинаешь светиться оранжевым, и пока ты оранжевый, пули и снаряды от тебя просто отскакивают. Олли — мой лучший друг уже так давно, что я даже не замечаю это поле, потому что оно стало постоянным...”.


До поры до времени игры Бена и Олли не выходят за рамки. Они гоняют на великах, играют в “Монополию” или на компьютере. Придумывают десятки других развлечений, не всегда понятных взрослым. Например, как объяснить маме, для чего нужно передвигаться по комнате, не касаясь пола? Она же не поймет... Впрочем, из-за этого мальчишка не расстраивается, принимает все как данность.
Все меняется, когда в компанию вливается третий. Карл, конечно, натуральный псих, но “что про него точно нельзя сказать, так это что с ним скучно”. Забавы приобретают опасный характер. Причем игры “до крови” — отнюдь не предел. Насколько далеко могут зайти “шалости” и почему умный и наблюдательный Бен не может просто остановиться и отказаться от этих затей, становится ясно во время чтения романа.
Книга поучительна для всех поколений, но абсолютно лишена менторского тона. Кстати, хочу заранее предупредить: тем, кого коробит от слов “оборжали”, “стремный”, “прикол”, лучше отложить роман в сторону. В этом случае читайте Твена, Гайдара или Крапивина. Я считаю, что “Дурное влияние” по силе воздействия и воспитательному эффекту не уступает произведениям названных авторов, просто оно написано иначе. Кстати, это уже тенденция: современные книги для подростков редко написаны литературным языком. Все чаще текст изложен разговорным, обильно начиненным просторечиями и вульгаризмами. Это язык, на котором общаются ребята. Самое же любопытное заключается в том, что темы, волнующие подрастающее поколение, не изменились. Дружба, любовь (в том числе братская), верность и предательство... Все, как и сот­ни лет назад.
Андрей СЕРГЕЕВ.
P.S. В аннотации к книге и рецензиях на нее других авторов говорится, что это роман о власти. Позволю себе подкорректировать это высказывание: не о власти, а о жизни.