Что изменится в России с 1 сентября 2024 года

О садиках замолвили слово

29.08.2007 /
8

В конце прошлой недели на августовский педсовет впервые собрались работники дошкольного образования республики. Состоялся он в нашем городе, и не случайно.
В республике к 2010 году планируется обеспечить местами в детских садах 80 проц. детей дошкольного возраста, а предшкольным образованием
охватить всех. В Новочебоксарске уже сейчас детские сады посещают 83,3 проц. малышей (в Чувашии — 68 проц., по России — 61 проц.) , и 100 проц. будущих первоклассников. Воспитатели, руководители управлений образования, главы городов и районов съехались в наш город, чтобы посмотреть, как решается эта проблема. А также перенять опыт: новочебоксарские дет­ские сады № 2, 27, 43, 50 стали образцами со­временного дошкольного образовательного учреждения.
В работе конференции приняли участие Президент Чувашии Н.Федоров, министр образования и молодежной политики ЧР Г.Чернова. Заместитель министра С.Петрова выступила с докладом “Приоритетные направления развития дошкольного образования в ЧР”. 

Президент Чувашии Н.федоров поздравил заведующую ДОУ № 27 Валентину Балукову с выигранным грантом в размере 200 тысяч рублей.  

Назвался
главой,
полезай в кузов
Открыв конференцию, Галина Чернова заметила, что дошкольному образованию уделялось значительно меньше внимания, чем школьному. И если в школах в по­следние годы произошли значительные перемены, то в детских садах накопилось немало проблем. Кто их будет решать?
Свой доклад Светлана Петрова начала с утверждения (а потом не раз возвращалась к нему), что дошкольное образование — это полномочия муниципалитетов. И им, засучив рукава, пора наверстывать упущенное. “Каждый ребенок имеет право на счастье, — говорила она, — пора превратить это право в обязанность управленцев”.
 В более жесткой форме эту мысль выразил Николай Федоров. Он предложил при оценке работы глав районов и городов учесть, как они выполняют  договоренности по материально-технической, физкультурно-оздоровительной поддержке, по созданию современных игровых площадок в детских садах. После  слов Президента: “Если мы даем сотни миллионов рублей, некоторым районам — миллиарды в год, то неужели нельзя найти 5 миллионов, чтобы оборудовать игровыми площадками детские сады? Стыдно это, ненормально, так нельзя”, — зал разразился аплодисментами. Детские сады, продолжал Николай Васильевич, — исключительная компетенция муниципалитетов: “Участок ответственности формально определен как ваш, но исторически, экономически, политически настолько важен, что мы изыскиваем дополнительные ресурсы, чтобы вы делали то же и больше. Если ничего не можете сделать сверх того, что автоматически без вас идет, для чего тогда оставаться вам в своих должностях?”

Где вы, Мэри Поппинс...
Все начинается с садика, заявил Президент, говоря о важности труда педагогов-дошкольников. Школа получает уже сформировавшийся характер, ей остается или шлифовать, или попытаться исправить его, что если не поздно, то очень трудно. Пять детских садов в республике имеют статус Центра развития ребенка, в них образовательный процесс ведется по программам, превышающим стандарты дошкольного образования. В то же время 20 проц. детских садов имеют квалификационную вторую категорию и только
2 проц. — первую. Численность персонала с высшим образованием в дошкольных учреждениях возросла за последние годы (что вроде бы радует) на 16 проц., но достигла всего 40 проц. Низкая квалификация влияет на размер заработной платы, которая сегодня составляет в среднем чуть более
4 тыс. рублей. Президент пообещал, что она будет расти рекорд­ными темпами и повысится в 2009 году минимум на 90 процентов по отношению к сегодняшней. Но можно будет получать и больше за счет повышения собственной квалификации и добросовестного исполнения своих обязанностей.

Воспитывать
или обучать?
 Говоря о приоритетности задач, С.Петрова заметила, что в дошкольных учреждениях обычно бойко отчитываются, сколько деток умеют читать, писать. Воспитателям кажется, что чем больше детский сад похож на школу, тем лучше. И родители ратуют за то, чтобы их детей обучали грамоте, счету. Сместились акценты: ДОУ стали давать конкретные знания, а не воспитывать интерес к познанию. Неадекватная возрастным возможностям нагрузка отрицательно сказывается на здоровье детей, у них теряется интерес к школе. Искусственная акселерация ребенка, излишнее увлечение школьными технологиями, недооценка игровой деятельности в дошкольный период недопустимы. Н.Федоров, поддерживая эту мысль, сослался на Закон РФ “Об образовании”, где главной целью образования ставится, во-первых, воспитание, и лишь во-вторых — обучение. “Эти вещи нужно иметь в виду в работе”, — сказал он.

Подайте на пропитание
Особое внимание на конференции было уделено здоровьесберегающим технологиям. Медико-социальные условия большинства дошкольных учреждений, отмечалось, способствуют снижению заболеваемости детей. В 2006  году в среднем один ребенок в республике пропустил по болезни 5,8 дня (в Новочебоксарске — 5,2) —  это один из лучших показателей по России. Особое значение для развития здорового ребенка имеет питание. Но нормы продуктов в большинстве садиков не выполняются. Можно ли обеспечить полноценное, калорийное, витаминизированное питание, задавалась вопросом С.Петрова, на
12 рублей в день, как в Шумерлин­ском районе, на 17 — Шемуршин­ском,  на 19 — Комсомольском, когда норма 50-60 рублей. Зал зашумел, очевидно, до нормы было далеко и в садиках других городов и районов. Кстати, в Новочебоксар­ске на питание одного ребенка  в день уходит в среднем 40 рублей.
Светлана СМИРНОВА.