Что изменится в России с 1 сентября 2024 года

Солнцем наполняют города

19.11.2007 /
7

Бывая на теплоэлектростанциях Чувашского филиала ОАО “Территориальная генерирующая компания № 5”, каждый раз удивляюсь: котлотурбинный цех — столько машин, оборудования, а людей почти не видно. Ни­кто не бегает, не суетится, будто металлическая махина высотой в многоэтажный дом работает сама по себе — надежно и эффективно...

Конечно, это не так. За этой надежностью — огромный невидимый для постороннего взгляда труд энергетиков. Всякая суета говорила бы о нештатной ситуации, которой в таком ответственном деле, как обеспечение тепло- и электроэнергией потребителей, просто не должно быть.
На Новочебоксарской ТЭЦ-3,
где мы побывали на днях, в преддверии зимы чувствуют себя спокойно: “Отопительный сезон начали вовремя, ремонтную кампанию провели со всей серьезностью, — заверил директор станции Павел Соловьев. — Запасов резервного топлива, мазута даже больше нормы, персонал укомплектован. Осталась текущая профилактика оборудования”.
Видимо, как раз этим занимались рабочие, которых мы увидели в котлотурбинном цехе. “Солюковы, отец с сыном, оба — слесари 5-го разряда”, — стараясь перекричать гул работающего оборудования, по­знакомил нас с ними заместитель главного инженера станции Андрей Филиппов. Их работой он доволен. Впрочем, о своих подчиненных говорит только хорошее: “Мужики настолько серьезные, что на работе ни себе, ни другим расслабиться не позволят. Даже курить многие бросили, времени нет на эту вредную привычку”.
И к оборудованию относятся как к живому, ибо работать здесь и не знать тонкостей “поведения” котла, турбины просто невозможно. Именно к таким, думаю, относится А.Филиппов. Он не скрывает: любовь к “железкам” зародилась еще в детстве, начало которой, наверное, положила книга “Послушный металл” из серии “Знай и умей”. Ею
10-летнего мальчишку наградили за победу на школьной олимпиаде по математике.
На ТЭЦ А.Филиппов пришел после армии. И вот уже почти 23 года работает здесь. Токарный станок, сварочный агрегат — все “металлическое” подвластно его рукам. И даже автомобиль специально купил старенький — “Форду” уже почти 20 лет: “Есть где покопаться в свободное от работы время”. Да и дома своими руками кран лучше любого мастера починит.
Конечно, той красоты расплавленного металла, о которой взахлеб говорят сталевары, здесь, может, и нет. Есть другое: металл, сила которого энергию топлива превращает в тепло и электричество. Представьте себе: только электричества каждый из 6 турбогенераторов ТЭЦ-3 вырабатывает десятки, а то и сот­ню тысяч киловатт-часов электроэнергии. Кто в школе не очень дружил с физикой, для них уточним: обычный утюг потребляет
1 кВт.ч электричества.
Кстати, о раскаленном металле. А.Филиппов рассказывает, что главный паропровод раскаляется до темно-малинового цвета. Внутри — давление в 150 атмосфер! Рабочая температура — 550 градусов. Мощь металла, помноженная на ответственность персонала, — вот гарантия надежной работы станции.
Много интересного о своей работе и работе самой теплоэлектростанции может рассказать и заместитель начальника электроцеха Валерий Куданкин. На ТЭЦ-3 он с 1974 года. Говорит, “вся жизнь здесь прошла”. Есть что вспомнить. В том числе те самые нештатные ситуации. Например, пожар на станции в начале 80-х: “Дней десять здесь, считай, жили, кабели меняли. Но станцию запустили уже через два дня после пожара”. Или еще случай, “когда пруд прорвало и туннели станции залило водой. Тишина непривычная! Рыбы здесь плавали...”
Он принимал непосред­ственное участие в пуске двух энергоблоков станции. “Вот тогда, — вспоминает, — было дей­ствительно тяжело. Куда только не ездил за комплектующими: в Москву, Ригу, Новосибирск — все разве перечислишь?” Да и к нам приезжали энергетики с разных концов страны — Урала, Сибири... Своих специалистов не хватало. Их опыт здорово помог становлению чуваш­ской энергетики.
Вот почему очень переживает Валерий Иванович: “Будущие специалисты должны проходить практику непосредственно на станции. Пусть своими руками пощупают оборудование, иначе ничего не получится. Что-то сломают, без чего не бывает, матерных слов от мужиков наслушаются — будет польза”. Сам-то он уже много лет в наставниках молодежи. Только вот учеников в последние годы было не очень много. Постоянный шум, жара, вибрация — в котлотурбинный цех не каждый пойдет. Да и зарплату, чего скрывать, хотелось бы побольше.
Хотя, кажется, профессия энергетика снова становится привлекательной. “Вот парень из ПТУ к нам в цех пришел — вроде толковый, с интересом”, — оживился В.Куданкин. В этом году несколько выпускников энергофакультета ЧГУ пополнили ряды работников чуваш­ских ТЭЦ. Филиал учредил свои стипендии для студентов — их получают самые достойные.
Скоро пройдут ежегодные дни открытых дверей, приуроченные ко Дню энергетика. Придут школьники, студенты, среди них обязательно найдутся те, которые с загоревшими глазами скажут: буду работать на ТЭЦ!
“Мы солнцем наполняем города!” — вспомнились слова из гимна энергетиков. Быть причаст­ным к благородной “солнечной профессии” — это многого стоит. Конечно, вчерашнего студента сразу на высокую должность не поставят, придется начинать с низов. Помню, директор Чебоксар­ской ТЭЦ-2 Сергей Бердников как-то энергетиков сравнил с вечными студентами, ибо в этой отрасли свою профпригодность доказывают всю жизнь.
— ТЭЦ продолжают наращивание выработки тепловой энергии. На сегодня суммарный расход сетевой воды на трех станциях увеличен до 15,6 тысяч тонн в час, температура теплоносителя, подаваемого в магистральные сети теплоэлектростанциями, увеличена до 90 градусов, что соответствует установленному температурному графику. Работают 9 котлов и 6 турбин, — сообщила пресс-служба Чувашского филиала ТГК-5.
Какой — суровой или мягкой — будет предстоящая зима, не важно. Но в квартирах горожан независимо от температуры наружного воздуха будет тепло и светло — это обязательно. Ибо вахту несут ответственные люди с трепетным отношением к своей работе, которые с главной своей задачей — обеспечением бесперебойного режима с необходимым уровнем надежности — успешно справляются.
Н.КОНОВАЛОВ.