Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Кредит не брала, а проценты плати?

8

О нюансах потребительского кредита, самого распространенного нынче займа денег у банка, “Грани” писали не раз. Во всех случаях получатели кредита оказывались в невыгодном положении. Одна из главных причин тому — его доступность: для оформления ссуды банки не требуют ни справку о доходах, ни поручителей.
Недавно в редакцию позвонил пенсионер Я. Он в отчаянии: его сын, только-только устроившись на работу, оформил кредит в банке и приобрел мягкую мебель, а через два месяца оказался за решеткой. Кто теперь будет погашать кредит?

Иная ситуация у пенсионерки Н., тоже решившей с помощью потребительского кредита купить мебель — мягкий диван. Она попала в такие хитро­сплетения, что выпутаться самостоятельно не смогла и обратилась в “Грани”. Вот ее рассказ:
“В ТВЦ “Заря” присмотрела угловой диван за 13000 рублей, продавщица написала на бумаге стоимость и направила меня в “Хоум Кредит Банк”, расположенный в ТД “Юраково”, оформлять кредит, где составили договор без первого взноса. По­скольку дивана в наличии не оказалось (был лишь образец), продавец пообещала доставить его  через семь дней.
Настал срок, но товар не привезли. Вечером звоню предпринимателю-хозяйке, которая сообщила, что такой расцветки нет, просила подождать еще два дня. Согласилась. Однако диван так и не доставили. Я решила договор расторгнуть — после его подписания прошло две недели.
Девушка в банке пояснила, что я вправе это сделать, по­просила оставить договор. На вопрос: “Надо ли мне написать заявление?” — ответила, что не нужно, они сами этот вопрос решат. И я спокойно ушла домой. Затем  оформила кредит в другом банке, в тот же день привезли диван.
И вот однажды получаю эсэмэску из Москвы — головного банка — с требованием погасить задолженность. Не понимая, в чем дело, направляюсь в “Хоум Кредит Банк”. Встретила та же девушка. Выслушав меня, с кем-то поговорила по телефону, а мне сообщила, что они не смогли договор расторгнуть. “Приходите завтра, мы вам вернем 13000 рублей, и вы погасите кредит”. Я была шокирована, спрашиваю: “Почему я должна погашать несуществующий кредит? Кто заплатит набежавшие проценты?” Ушла, не получив вразумительного ответа.
Еще через некоторое время получаю заказное письмо из Москвы. И вновь банкиры требуют немедленно заплатить взносы и штраф. Опять иду в банк. Там оказалась Т.Ельмешкина, которая заявила: “Я давно вас ищу”. Странно, говорю, у вас же есть все мои координаты, в том числе номер сотового. Интересуюсь, почему у банка ко мне до сих пор имеются претензии. Она стала тоже уговаривать меня взять деньги (стоимость дивана) и погасить кредит, а насчет скопившихся процентов и штрафа ни слова.
Конечно, я отказалась от такой “сделки”. И решила посетить “Зарю”, встретиться с той хозяйкой, которая предлагала мне диван, с единственной целью — удостовериться, записано ли в ее тетрадке о том, что я отказалась от дивана. Продавец, открыв ее, произнесла: “Ваш отказ имеется”.
На этом “приключения” в “Заре” не закончились. Пришла домой в слезах, сын вызвал милицию. Услышав мою историю, стражи порядка посоветовали написать заявление, что я и сделала: подробно изложила суть дела. Через некоторое время получила копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела: состава преступления  не нашли ни в моих действиях, ни в дей­ствиях директора ООО “Медиа-Лан” Т.Ельмешкиной.
Но нервы мои продолжают трепать банкиры, приходил домой молодой человек, сказал, что он представитель банка, но никаких документов не предъявил. Один за другим шлют из Москвы эсэмэски, получаю заказные письма. Теперь сумма долга составила свыше 20000 рублей. Что мне теперь делать? Меня загоняют в угол”.
Мне удалось разыскать Татьяну Ельмешкину, директора ООО “Медиа-Лан” — оформление потребительского кредита проходило именно через эту фирму. Долго с ней беседовала. Она подтвердила, что Н. диван действительно не был продан, и та решила расторгнуть договор. В это время, пояснила Т.Ельмешкина, она была в отпуске. Из разговора с ней можно предположить, что “суетиться” начала через месяц. И, по ее словам, было поздно.
Т.Ельмешкина в сложившейся ситуации себя виновной не считает. Но в то же время признала, что с хозяйкой дивана заключила договор комиссии (кроме договора поручения), на основании которого та должна была передать диван Ельмешкиной, а она, в свою очередь, клиенту, то бишь заемщице Н.
Выслушала точку зрения старшего специалиста по защите бизнеса Чебоксарского регионального представительства ООО “Хоум Кредит энд Финанс Банк” (таково полное название банка) Алексея Грибова: “Банк заключил с директором торговой организации ООО “Медиа-Лан” Т.Ельмешкиной договор о сотрудничестве, то есть на оформление потребительского кредита. Она также выступала в роли продавца товара. Сейчас банк с ней договор расторгнул, поскольку Т.Ельмешкина нарушила его условия, вслед­ствие чего банку нанесла материальный ущерб на 400 тысяч рублей. По этому поводу обратились в милицию”.
Мы следим за развитием ситуации и к данному вопросу еще вернемся.
Галина МИРОНОВА.