Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Женщинам с детьми и кому за... просьба не беспокоиться

7
На рынке труда сложилась парадоксальная ситуация. На предприятиях по полгода вакантными остаются хорошо оплачиваемые должности, в то время как желающие занять эти места становятся в очередь. Ищут друг друга работодатель и соискатель. И почему-то не находят.

Ни один работодатель никогда вслух не скажет, тем более не подпишет ни одну бумагу, в которой причиной отказа в принятии на работу указывалось бы, что вы женщина, у вас есть малолетний ребенок или… что вы беременны.

Но любая женщина знает, что грош цена красному диплому, высокой работоспособности, опыту, если отдел кадров получил от руководителя задание найти на должность программиста молодого человека, главного бухгалтера — до 40 лет, пиар-менеджера — молодую незамужнюю девушку, а на должность секретаря — победительницу конкурса красоты…

Кто-то скажет: “Ну и что? И что с того?” Мол, работодатель — хозяин, кого хочет, того и возьмет. И пестрят страницы газет объявлениями, в которых явная дискриминация по половому, возрастному признаку, а значит, одна из статей Трудового кодекса нарушается по­стоянно.

Арина Г. программист с 10-летним стажем в госучреждении. Воспитывает 4-летнего сына. Год назад оформила кредит на квартиру. С тех пор ищет работу с большей зарплатой. “Профессия моя востребована на рынке труда. Я почти каждый день отправляю резюме, два раза в неделю бегаю на собеседования, — рассказывает Арина. — Большин­-ство задает дежурные вопросы и потом не перезванивает, а некоторые говорят прямо: “Нам бы хотелось парня”. Недавно Арина прошла собеседование на крупнейшем предприятии республики, уж тут-то “хозяин не барин”, решила она, смогут оценить ее способности. А на работу взяли... студента, молодого человека. Но она тем не менее надежду не теряет, продолжает искать.

Вот еще объявление. Предприятие пищевой промышленности республики, в коридорах которого вместо картин — галерея из почетных грамот, с сентября прошлого года постоянно размещает такое объявление: “Требуется пиар-менеджер, м/ж от 25 до 35 лет, замужем, ребенок старше 5 лет”. Не могла не поинтересоваться, по какой такой причине почти полгода рекрутеры ищут и не могут найти на хорошо оплачиваемую работу достойную кандидатуру. Оказалось, работодатель в первую очередь желает видеть на этой должности молодого человека и только во вторую — замужнюю женщину. Ну не встретился девушке принц, не замужем, что ж тогда — она не профессионал совсем?

Или... Требуется “помощник руководителя компании со свободным уровнем владения английским языком и хорошими внешними данными”. Звоню по указанному телефону. На вопрос “Насколько высока зар­плата?” работник отдела кадров выдает заученную фразу: “Она определяется при собеседовании. Ведь, согласитесь, все зависит от способностей”.

Читатель, не думай о плохом. На таких серьезных предприятиях секретарям ничего неприличного не предлагают. Просто это новый формат. Тенденция. Секретарь должна и по-английски бегло говорить, и на звонки отвечать, и делопроизводство вести, и… быть “очень красивой”. А красивая девушка или нет — это, оказывается, президент компании лично оценит.

У работодателя свои объяснения. “Брали мы на работу преподавателей иностранных языков старше 25 лет, — делится горьким опытом сотрудник Чебоксарского информационно-образовательного центра. — Но они на замечания реагируют болезненно”. Здесь понимают, что нарушают трудовое законодательство, но считают — уж лучше через закон переступить, чем обидеть сотрудника нелестными отзывами о его работе. Поэтому на работу приглашают “до 25 лет, преданных своей профессии, опыт не обязателен”.

В Государственной инспекции труда по Чувашской Республике о таких примерах знают, но беспомощно разводят руками. Да, нарушают работодатели трудовое законодательство. И грешат этим не только руководители маленьких фирм, но и отделы по работе с персоналом крупнейших компаний. “Если к нам поступит заявление, то мы его, конечно, рассмотрим, — говорит заместитель руководителя инспекции по труду по Чуваш­ской Республике Владимир Андреев. — Но работодатель никогда не признается, что отказал в должности по половому признаку или потому, что у женщины маленький ребенок. Мы можем позвонить на это предприятие, потребовать объяснений. И они, поверьте, найдутся. Чаще всего используется дежурная в таких случаях фраза о том, что квалификация кандидатки не соответствует требованиям”.

Заявлений о нарушении статьи 64 Трудового кодекса, в которой сказано: “не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей”, пока в инспекции труда не было. Ни одного...
Ирина ПАВЛОВА.