Что изменится в России с 1 сентября 2024 года

Занятие по интересам — лекарство от комплекса неполноценности

17.07.2008
5
Часто родители жалуются, что их ребенок, сравнивая себя со старшим братишкой, огорчается, что не такой же сильный, ловкий. Или, не умея хорошо говорить, страдает от насмешек детей в садике, школе.

Причин, вызывающих появление комплекса неполноценности, множество. И хотя это чув­ство крайне неприятно, оно не представляет серьезной опасности для душевного развития ребенка. Скорее, наоборот, это своего рода горькое лекар­ство, заставляющее взбодриться, это импульс, на основании которого необходимо сделать выводы, предпринять действия.
Разные дети по-разному переживают комплекс неполноценности. Одни комфортно себя чувствуют, даже имея очень серьезный недостаток. А других и едва заметный, но, как они считают, портящий красоту, приводит в полное отчаяние. Что делать, как помочь таким детям?
Очень важно брать в расчет реальные возможности ребенка, не загонять его в проигрышные ситуации, не заставлять постоянно соперничать с другими и быть последним. Ребенка с небольшими способностями или физически неперспективного не стоит держать в тепличных условиях, оберегать от всего, откладывая болезненные для его самолюбия открытия на будущее под предлогом: еще успеет узнать, ощутить. Надо заранее готовить его к возможным неприятностям, закалять, учить преодолевать трудности.
Желательно сказать, что он немного отличается от остальных, так как не может усваивать информацию так быстро, как другие, но ведь таких, как он, много, и ничего особенного в том нет. Напомните, что никто не совершенен, ни самый могучий силач, ни премудрый хитрец. Главное не в том, чтобы совершить великое, прославиться, а в преодолении трудностей и выдержке. С помощью усердия, старания и физически слабый сможет возвыситься над заносчивым крепышом.
Конечно, недостаточно только говорить и подбадривать. В тех случаях, когда можно исправить внешность или двигательные способности, немедленно принимайтесь за дело. Старайтесь исправить недостатки, включая дефекты речи, еще до школы. Поощряйте старания ребенка и не ожидайте сразу же выдающихся результатов. Помните, что  уже с грудного возраста похвала дает прекрасный эффект, а насмешки, упреки и наказания не создают ничего позитивного.
 Там, где не помогут ваши старания и усилия медиков, воспитывайте в ребенке способность примиряться со своими проблемами, учите, как можно скрыть недостатки, показать достоинства. Надо найти для него такой вид деятельности, где он будет не хуже других, а то и лучше. Из неуспевающих детей получаются отличные работники, если они выбирают профессию по вкусу и по своим возможностям. Отыскать подходящее занятие, сферу интересов — высшая заслуга родителей. Важно, чтобы ребенок ощущал свою нужность. Это лучшее лекарство от комплекса неполноценности.
Ангелина СЕМЕНОВА,
психолог
МУЗ “Новочебоксарская
городская детская больница”.