Что изменится в России с 1 сентября 2024 года

Алло! Социальное такси?

02.08.2008
7

В Чебоксарах есть замечательный Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями. Ребятишки с церебральным параличом приезжают сюда с мамами из всех городов и районов республики, в том числе из Новочебоксарска. Но с каким трудом удается маме и больному ребенку преодолевать расстояние между городами.

 

Одна из героинь “Паруса надежды”, у которой ноги парализованы с детства, рассказывала мне, как запрыгивает в троллейбус. Только он подъезжает к остановке, она устремляется в последнюю дверь: в переднюю ей с костылями не протиснуться. Выбраться из общественного транспорта еще сложнее. Особенно в зимнее время — костыли скользят, удержать равновесие не всегда удается. О том, чтобы выйти куда-то из дома в час пик, она даже не думает.
Как-то в редакцию пришли мамы детей-инвалидов и поделились тем, как трудно им попасть на детские праздники, съездить к врачу на прием, в собес, на курсы реабилитации. Многое из того, что доступно здоровому, недоступно ребенку в инвалидной коляске. Деньги, выделяемые государством неходячим больным на транспортные расходы, такие, что хватит только для того, чтобы рассчитаться за одну поездку в Чебоксары.
Проблема эта известна, но вот ее решением в городе никто серьезно не занимается. 30 детей — инвалидов дет­ства сидят в четырех стенах. Еще 130 — взрослых-колясочников. А есть и незрячие.
Решить транспортную проблему инвалидов-колясочников и незрячих можно с помощью социального такси. В конце девяностых годов впервые они появились на улицах Ярославля. В рамках областной программы “Социальная поддержка старшего поколения” было решено выделить деньги на закупку специального автотранспорта, оборудованного подъемником для инвалидной коляски.
Такси для инвалидов по льготным ценам в Москве появилось 10 лет назад после того, как общество инвалидов обратилось с предложением к город­ским властям. В Магадане содержание такого такси взяли на себя предприниматели. Однако спонсор­ских денег хватило ненадолго. Основную часть расходов по перевозке инвалидов и пенсионеров начали оплачивать из городской казны. В Новосибирске такси “родилось” по инициативе департамента по социальной политике мэрии.
В Чувашии первый автомобиль с подъемником для инвалидной коляски появился благодаря федеральной целевой программе “Старшее поколение”. В 2005 году специалисты отдела социальной защиты населения Московского района Чебоксар съездили в Ярославль, изучили опыт. Тогда же была куплена “Газель” с подъемником. И хотя это громоздкое и морально устаревшее оборудование время от времени выходит из строя, автомобиль колесит по улицам города уже три года. Как говорит исполняющая обязанности заведующей Центром социального обеспечения населения Московского района Чебоксар Татьяна Алексеева, вызовов немного, один-два в день, но они поступают постоянно. Важно то, что у инвалида есть возможность по льготной цене доехать туда, куда он пожелает. В книге записей чаще встречаются адреса отдела социального обслуживания населения, Пенсионного фонда, храма, медицинских учреждений. Бывают и групповые заказы. Активные пенсионеры выезжают на экскурсии и походы в Заволжье.
Заявки на такси принимаются за один день. Пользоваться им могут пенсионеры по возрасту, ветераны труда, труженики тыла, участники войны и инвалиды. Таксометр включается при заказчике после того, как он удобно устроится в машине.
И хотя федеральная программа давно перестала существовать и денег Центр социального обеспечения населения Московского района Чебоксар ни на содержание авто, ни на перевозку пассажиров не получает, социальное такси продолжает ездить. Содержание транспорта окупается за счет многочасовых заказов (экскурсии, поездки на природу) и частичной оплаты пассажирами услуг такси. Небольшую часть денег выделяет республиканский бюджет.
Члены Новочебоксарского общества инвалидов в беседе за круглым столом с представителями администрации города несколько лет назад уже поднимали этот вопрос. Автобусы с подъемниками, которые ездят по заграничным дорогам и доступны в любое время для колясочников, вряд ли появятся в ближайшем будущем в гаражах наших транспортных предприятий. Они-то точно стоят очень дорого. Заменить их можно было бы социальным такси. Тем более что за опытом организации такого дела далеко ездить не надо.
Хочется надеяться, что в трехлетнем бюджете города и республики или в списке мероприятий множества добрых-добрых дел появится и строчка о социальном такси.

Алина ДЫМОВА.  
Лиц. сер. ВА № 189311
выд. 13.01.2005 г. Чув. респ. отд.
Ространсинспекции Минтранса РФ.