Сегодня участники VI Международного кокелевского пленэра покидают гостеприимное Заволжье, санаторий “Чувашия”, где они провели десять незабываемых, наполненных творчеством и знакомством друг с другом дней, и переезжают для дальнейшей работы на родину первого чувашского профессионального художника Алексея Кокеля в село Тарханы Батыревского района.
Каждый день живописцев , как может показаться со стороны, был похож один на другой: с утра и по вечерам (чаще) — работа у мольберта. Но для того художники, собственно, и приехали из Украины, Татарстана, Мордовии, Москвы и Чебоксар в солнечную (факт!) Чувашию на завоевывающий все большую популярность у живописцев пленэр.
Великая русская река и ее берега, сосновый бор, окрестности Астраханки легли на холсты, по характеристике координатора пленэра профессора ЧГУ Владимира Васильева, подлинных мастеров кисти. Некоторые из них, как Викентий Лукиянов из Чебоксар и Елена Баймяшкина из Казани, уже во второй раз приняли приглашение поработать на открытом воздухе. И не пожалели. “Я очень рад, что участвую в пленэре, — делится впечатлениями В.Лукиянов. — Хорошие художники сюда приезжают, подружился со всеми. Совместная работа, считаю, полезна: мы подсказываем друг другу, ведь со стороны ошибки видней. А я никогда не упускаю возможности учиться”.
Для Елены Баймяшкиной Чувашия стала, можно сказать, второй родиной. Она выпускница худграфа ЧГПУ, сейчас учится там в аспирантуре, ее муж родом из нашей республики, а первая персональная выставка художницы состоялась в Новочебоксарске. Скульптору по специальности, ей очень интересно попробовать себя в живописи.
Руслан Ямбушев, окончивший в Саранске художественное училище, а в Москве художественный институт им. В.Сурикова, хочет написать за полмесяца в Чувашии “что-то стоящее”, чтобы понравилось и самому. “Пленэр — это тяжело, потому что нужно быстро улавливать состояние природы, — говорит он. — Но работа с натурой — лучший учитель, она сама подсказывает, что делать. И на этюдах набиваешь руку, глаз ставишь, палитру освежаешь”.
Никита Пичугин, представившийся свободным художником, тоже выпускник Саранского художественного училища, предпочитает писать только с натуры: “Природу не надо украшать, она и так красива”. Своими учителями считает отца-художника и мэтра русского лирического пейзажа народного художника России Михаила Абакумова.
“Пленэр проходит успешно, на высоком профессиональном уровне, — дал оценку проекту В.Васильев. — Но это не только возможность повысить свое профессиональное мастерство, но и познакомиться с другими художественными школами. Главное же — постичь богатую культуру, историю чувашского народа, края. Картины и этюды, которые участники VI Международного кокелевского пленэра напишут, будут растиражированы по всему миру, с ними познакомятся на международных выставках. Мы видим пример укрепления дружбы народов с помощью искусства”.
19 июля Кокелевский пленэр завершается. А 20-го по его итогам в Новочебоксарском художественном музее открывается выставка.