Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Адаптация к детскому саду

Воспитанники первой группы раннего развития “Неваляшка” с воспитателем Ларисой Смирновой.  Фото МБДОУ “Детский сад № 7 “Березка”Адаптация к детскому саду

Воспитанники первой группы раннего развития “Неваляшка” с воспитателем Ларисой Смирновой. Фото МБДОУ “Детский сад № 7 “Березка”

Наталия НИГИЛЬАдаптация к детскому саду

Наталия НИГИЛЬ

Светлана СЕМЕНОВААдаптация к детскому саду

Светлана СЕМЕНОВА

Ирина ДУНСКАЯАдаптация к детскому саду

Ирина ДУНСКАЯ

Ксения ИЛЛАРИОНОВААдаптация к детскому саду

Ксения ИЛЛАРИОНОВА

Екатерина ТРОФИМОВААдаптация к детскому саду

Екатерина ТРОФИМОВА


0

С поступлением ребенка в детский сад в его жизни происходит множество изменений: непременное соблюдение режима дня, отсутствие родителей, постоянный контакт со сверстниками... Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него и родителей стрессовую ситуацию. Трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. И зачастую ребенку бывает сложно адаптироваться к новым условиям.


Как помочь малышу мягко приспособиться к детскому саду? Ответ на самый волнующий родителей вопрос 8 октября обсудили в редакции газеты “Грани”. В круглом столе приняли участие заведующий детским садом № 52 Светлана СЕМЕНОВА, педагоги-психологи дошкольных учреждений № 7 и № 40 Наталия НИГИЛЬ и Ксения ИЛЛАРИОНОВА, а также воспитатели детских садов № 1 и № 45 Екатерина ТРОФИМОВА и Ирина ДУНСКАЯ.


— С чего же начинается подготовка к дошкольному учреждению?

Н. Нигиль: Со знакомства с самим садом. Для родителей мы каждый учебный год организуем экскурсии по учреждению. Показываем группу, чтобы папа и мама посмотрели, в каких условиях будет заниматься ребенок, где он будет спать и есть; осматриваем музыкальный и физкультурный залы, площадки для прогулок. Знакомим с режимом дня и меню. Родители к таким мероприятиям относятся с большим интересом, приходят целыми семьями.

С. Семенова: Одно из основных условий успешной адаптации ребенка — психологическая готовность родителей к детскому саду! Если мама и папа не готовы отдавать ребенка в дошкольное учреждение, малыш это видит и понимает. 

Ребенок чувствует эмоции, отношение, слышит слова, которые близкие говорят про детский сад. Поэтому ни в коем случае при малыше не следует обсуждать проблемные моменты или высказывать какие-либо опасения, связанные с учреждением. На протяжении всего периода посещения сада ребенок должен слышать только хорошие слова о группе и воспитателе, чтобы у него сформировалось положительное мнение о них, чтобы ему было комфортно.

И. Дунская: Важен положительный настрой. Если мама и папа, бабушки и дедушки верят в то, что детский сад — это самое лучшее место для ребенка, а воспитатель — добрый и любящий наставник, который поможет ему освоиться, то и у малыша будут те же ощущения.

— Насколько критично, если ребенок к моменту поступления в сад не приучен к горшку?

С. Семенова: Освоение навыков самообслуживания является одним из основных фактов готовности ребенка к саду. И среди них ключевое место занимает приучение к горшку. Конечно, для воспитателей, родителей и самого малыша будет лучше, если к моменту поступления в учреждение он уже будет владеть элементарными навыками гигиены.

Но если в домашней обстановке не получилось приучить малышка к горшку, мы всегда говорим родителям, что это не страшно. Зачастую в коллективе приучиться бывает гораздо проще. Представьте, несколько малышей по просьбе воспитателя отправляются в туалет одновременно. Ребенок в такой ситуации быстрее понимает, что от него требуется. 

К. Илларионова: Отучать от таких привычек, как, например, укачивание или сосание пустышки, тоже нужно постепенно, в привычных домашних условиях. Эти вопросы мы всегда обговариваем на собраниях с родителями. При необходимости мамы и папы могут обратиться за индивидуальной консультацией.

Е. Трофимова: Бывает, что к моменту поступления в сад ребенок не умеет толком пережевывать пищу, потому что дома еду доводят до консистенции пюре. К детсадовскому меню малыша тоже следует приучать заранее, как и учить есть самостоятельно. Ведь отказ ребенка от еды — одна из самых больших проблем многих родителей. Воспитатели, конечно, не оставят ребенка голодным. Но иногда мы просто физически не успеваем каждому ребенку уделить достаточно внимания.

— Какое влияние оказывает адаптация на здоровье ребенка? 

С. Семенова: Большинство детей в период привыкания начинают часто болеть. Иммунитет ребенка еще не знаком с большинством вирусов, которые способны вызвать инфекцию верхних дыхательных путей. Естественно, каждая встреча иммунной системы с новым вирусом может приводить к заболеванию. Поэтому мы всегда говорим родителям, что болезнь — это естественный процесс. 

И. Дунская: Мы рекомендуем родителям укреплять иммунитет ребенка еще до начала посещения детского сада. Помните, что “тепличный” ребенок оказывается не готов к вирусной атаке, которая неизбежна в саду. Лучше приучать ребенка к контактам с другими детьми заранее. 

— Сколько времени должен длиться период привыкания? 

Е. Трофимова: Сказать наверняка нельзя. Для детей, более-менее подготовленных родителями к саду, при соответствующих условиях адаптация может длиться в среднем месяц. Но все индивидуально. 

К. Илларионова: Многое зависит от возраста ребенка, уровня его социализации, состояния здоровья и уровня развития малыша. Если взять наши группы компенсирующей направленности, то мы часто сталкиваемся со случаями, когда приходят в детский сад абсолютно неорганизованными дети в возрасте 4-5 лет, которые до этого не посещали дошкольное учреждение. Таким детям особенно тяжело привыкнуть к новым условиям, коллективу сверстников. Адаптация у них может проходить на протяжении всего процесса посещения сада.

С. Семенова: Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Этого делать не стоит. Начинать посещение сада нужно постепенно: сначала приходить и гулять на детской площадке, на которой гуляет группа, потом приводить ребенка в группу на 1-2 часа во время свободной игровой деятельности, затем до обеда или тихого часа.

Даже если первый день прошел спокойно, приводить ребенка сразу на целый день нежелательно. Малыш просто не понял, что теперь ему постоянно придется ходить в сад. Опережение событий может привести к психологической травме.

— Что может осложнить адаптационный период? 

Е. Трофимова: Залогом успешного привыкания является регулярность посещения дошкольного учреждения. Часто, поддавшись на слезы малыша, родители решают пропустить день-другой. К чему это может привести? Ребенок понимает, что посещать сад необязательно, и начинает манипулировать взрослыми через крики и слезы.

Отводить ребенка в сад нужно ежедневно, не допуская пропусков без уважительных причин. Это приучает к дисциплине и вырабатывает чувство ответ­ственности. 

К. Илларионова: Всегда соблюдайте то, о чем вы договорились с малышом. Бывает, например, что мама говорит ребенку: “Я заберу тебя перед тихим часом”. И малыш уже с утра знает, что спать сегодня в группе он не будет. В итоге по каким-то причинам родители ребенка не забирают. Как итог, негатив переносится на детский сад. 

Н. Нигиль: Если малыш пропускает детский сад по болезни, все равно необходимо соблюдать режим дня. Также и в выходные дни. Это будет способствовать более быстрой адаптации ребенка после вынужденного перерыва. Кроме того, режим дня приучает малыша к аккуратности и порядку. 

И. Дунская: Не стоит использовать садик как угрозу в домашнем общении. Например, говорить: “Вот не будешь слушаться, отправлю завтра в детский сад”. Не стоит также вводить дома новые требования или начинать обучение новым навыкам. Это может осложнить привыкание к детскому саду.

— Что делать, если ребенок стал капризным, непослушным или агрессивным дома?

Н. Нигиль: Надо понимать, что ребенку сложно. Зачастую такие изменения лишь разгрузка нервной системы. Конечно, здесь должна идти плотная работа воспитателя с родителями. В тяжелых случаях мы рекомендуем обратиться к нашему медицинскому сотруднику. Он в свою очередь может отправить ребенка на консультацию к более узкому специалисту.

К. Илларионова: Родитель должен адекватно воспринимать ситуацию, когда что-то пошло не так. Зачастую родители пытаются игнорировать случившееся, и проблема остается. 

Вообще, в этот период родителям нужно быть особенно внимательными к своим детям. Чаще их хвалить, поощрять, узнавать, как прошел день. Но и здесь нужно знать меру. Иначе выполнять задания в детском саду ребенок будет исключительно ради похвалы. Занятия сами по себе должны сопровождаться положительными чувствами радости у ребенка, гордости за свои старания. Эти эмоции возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок.

— Когда адаптационный период считается законченным?

Е. Трофимова: Когда ребенок успешно освоил режим дня, спокойно остается в группе, охотно идет на контакт с воспитателем, выполняет его просьбы. У малыша должен нормализоваться аппетит, сон, он должен реже болеть.

С. Семенова: Один из показателей завершенного адаптационного периода — позитивное эмоциональное общение с окружающими. Ребенок спокойно играет в игры, занимается и демонстрирует успехи в развитии и обучении.


Фото Екатерины Шваргиной

  • Воспитанники первой группы раннего развития “Неваляшка” с воспитателем Ларисой Смирновой.  Фото МБДОУ “Детский сад № 7 “Березка”
  • Наталия НИГИЛЬ
  • Светлана СЕМЕНОВА
  • Ирина ДУНСКАЯ
  • Ксения ИЛЛАРИОНОВА
  • Екатерина ТРОФИМОВА