Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Алатырь — родина сильных духом

Член сельхозартели “Красный луч” А.М. Сарсков и Герой Советского Союза майор Ф.Н. Орлов возле самолета, построенного на личные сбережения Андрея Сарскова. 10 июля 1944 года. Фото Н. СитниковаАлатырь — родина сильных духом Город трудовой доблести

Член сельхозартели “Красный луч” А.М. Сарсков и Герой Советского Союза майор Ф.Н. Орлов возле самолета, построенного на личные сбережения Андрея Сарскова. 10 июля 1944 года. Фото Н. Ситникова

Женщины и подростки работали на эвакуированном из Ржева заводе по ремонту оружия. Архивное фотоАлатырь — родина сильных духом Город трудовой доблести

Женщины и подростки работали на эвакуированном из Ржева заводе по ремонту оружия. Архивное фото


0

Первого марта Президент России Владимир Путин подписал закон о почетном звании “Город трудовой доблести”. Это звание будет присваиваться городу, жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне, проявив трудовой героизм и самоотверженность.
Два города республики — Чебоксары и Алатырь объявили о том, что будут претендовать на это звание.

 

 

Вошел в горящую топку паровоза
Алатырь — один из старейших городов Чувашии, всего на 83 года моложе Чебоксар. Это сейчас его называют провинциальным, а перед войной Алатырь был передовым городом, где кипела жизнь. В городе проживали 29 тысяч человек (в Чебоксарах 31 тысяча), были 12 школ, 6 детсадов, учительский институт, педучилище,  художественное училище, железнодорожный и зоотехнический техникумы, школа медсестер, лесотехнический рабфак, автошкола, кинотеатр на 315 мест, Дворец культуры, Дом пионеров, театр “Первомайский”, летний театр, два стадиона. 
 Промышленность росла семимильными шагами. На одном только паровозоремонт­ном заводе трудились более 1000 человек, около 500 — на гармонной фабрике. 
Первыми на войну ушли рабочие с паровозоремонтного завода, сразу 538 человек. На их место встали женщины и подростки. Если до войны на заводе работали всего 180 женщин, то в начале мая 1945 года их было уже 491, молодых до войны —  98 человек, а в конце войны — 558, в том числе 29 подростков до 16 лет. Так было везде. Они не просто заменили отцов, братьев, нет, они взяли на себя обязательство перевыполнить план — работать не только за себя, но и за ушедших на фронт. 
Мы много раз слышали и в подробностях знаем историю 19-летнего Александра Матросова, который закрыл собой амбразуру немецкого дзота. И мало о тех, кто так же дерзко и смело, ценой собственной жизни устранял неисправности на заводе. Увы, история не сохранила даже имен. “Дежурный депо А. Волков влез в горячую топку паровоза, поставил выпавшие колосники и обеспечил тем самым его работу”, — всего пара строк, от которых мурашки по коже и непременный вопрос себе: смогли бы так же? 
В сентябре 1941 года на паровозоремонтном заводе был организован специальный цех по обработке заготовок артиллерийских снарядов. Сюда были направлены свыше 60 лучших производственников-стахановцев. В сентябре-октябре в новом цехе было смонтировано более 300 станков и агрегатов. Быстро освоив производ­ство, коллектив уже в ноябре 1941 года выполнил план выпуска продукции на 131,6%, в декабре — на 184%. В результате установки и монтажа оборудования, поступившего с Гайворонского, Великолукского и Полтавского паровозоремонтных заводов, мощность механического парка Алатырского завода утроилась. В 1941 году здесь был создан литейный цех с двумя отделениями — чугунного и медного литья. 
После реконструкции завод получил ответственное задание — наладить капитальный ремонт паровозов. В ноябре-декабре 1942 года по итогам соревнования завод вышел на первое место среди род­ственных предприятий страны, дважды был награжден переходящим Красным знаменем наркомата. 

Вместо баянов — винтовки и карабины
До войны в Алатыре производили баяны. Почти 500 человек трудились на фабрике. Разлетались как горячие пирожки по стране музыкальные инструменты для популярных в то время многочисленных хоров. Но война по-своему переписала историю, и очень скоро рабочим вместо баянов в руки дали винтовки и карабины. 
Эвакуированная из Ржева военная база № 40 уже в августе 1941 года расположилась в цехах гармонной фабрики. Так началось производство и ремонт вооружения. Из маленькой Чувашии паровозы увозили в Москву оружие, которым били врага солдаты в оборонительных и наступательных боях под Москвой. За годы войны алатырцы отремонтировали и отправили на фронт 2300 единиц артиллерийских систем, 10000 минометов, 240000 винтовок и карабинов, 5000 пулеметов, 95000 револьверов и пистолетов, 13000 единиц оптики, и даже холодное оружие ремонтировали для кавалерийских частей Красной армии. В настоящее время предприятие преобразовано в открытое акционерное общество “5 арсенал”.

Самолет для Героя
Летом 1944-го, получив короткий отпуск, Александр Кочетов отправился в родной город Алатырь. Обаяние 25-летнего богатыря с Золотой Звездой Героя на груди было так велико, что алатырцы начали собирать деньги на покупку самолета для Кочетова (его имя присвоено  Чувашскому кадетскому корпусу). 
Инициативу железнодорожников подхватили трудящиеся города, работники Алатырского леспромхоза. 20 декабря 1944 года в части состоялось вручение 12 боевых самолетов, построенных на средства, собранные трудящимися Чувашии.  Причем Кочетову должны были вручить сразу два “Яка” — от алатырцев и от Абдуллы Гаязова, председателя колхоза “Марс” Яльчикского района с надписью на борту “От колхозника Гаязова”.  Александр Кочетов оставил себе только один самолет, второй передал своему товарищу Спартаку Маковскому. На этих самолетах летчики 3-й эскадрильи летали до конца войны.
Еще один летчик, Герой Советского Союза Федот Орлов, уроженец Ядринского района, получил именной самолет от жителя села Иваньково-Ленино Алатырского района Андрея Сарскова. 100 тысяч рублей его семья вложила в постройку самолета.
Андрея Сарскова пригласили в Москву на прием к Сталину, а после вручения его самолета летчику-герою Федот Орлов прилетел на нем в Иваньково-Ленино. На борту машины крестьяне увидели надпись “От колхозника А.М. Сарскова Герою Советского Союза Ф.Н. Орлову”. В 1985 году по инициативе Орлова было принято решение о возвращении именного самолета в село. Его установили в центре Иванькова.

 

Воспоминания тружеников тыла

М. Суворкова: В 14 лет я работала на военном заводе “Арсенал” токарем третьего разряда. Стояла у станка на двух деревянных подставках из-за маленького роста. На заводе работали и дети от 8 лет и старше. Кто снаряды подносил, кто пустые ящики. Хлеб мы получали по 600 граммов.
Елизавета Степановна Куделькина: В 1943 году поступила на работу на паровозоремонтный завод. Меня поставили ученицей в цех, где точили на станке снаряды. Учила меня девушка. Через год я уже сама работала токарем. Дневная норма — обработать 12 снарядов, а они по 16 кг каждый. Росточком я маленькая, 150 см, худенькая от недоедания, а работали по 12-16 часов в сутки, без выходных и отпусков. Мужчин на заводе не было, работали инвалиды, вдовы, молодежь и подростки.
Любовь Михайловна Коршунова: В 1942 году я ушла из школы, не окончив восемь классов, на работу в артель “Красная швея”. Работать в самой артели мне пришлось мало: нас, молодых, отправляли рыть окопы за Суру, в колхозы и совхозы на полевые работы и на заготовку дров в лес. Рабочая норма была 10 кубометров на 10 дней. 
Сначала меня поставили на пилку деревьев с корня, но труд для меня был непосильным, пила трудно вытягивалась, постоянно застревала. Тогда меня поставили на обработку веток... Потом я стала пилить двухметровые заготовки. Из-за тяжести дров я могла лишь перекатывать их. 
Жили мы в больших землянках, спали на полу, ходили в лаптях. Варили нам пшенный суп один раз в день и давали кусочек хлеба.

  • Член сельхозартели “Красный луч” А.М. Сарсков и Герой Советского Союза майор Ф.Н. Орлов возле самолета, построенного на личные сбережения Андрея Сарскова. 10 июля 1944 года. Фото Н. Ситникова
  • Женщины и подростки работали на эвакуированном из Ржева заводе по ремонту оружия. Архивное фото