Детские сады на дому закрывать не планируют
Сравнительно недавно в России появилась одна из новых форм дошкольного образования — семейный детский сад. Предназначены такие детсады специально для тех многодетных родителей, кто может воспитывать своих малышей дома и при этом получает материальную поддержку от государства. Актуальны они и для детей с проблемами здоровья и развития, которые не могут посещать дошкольные учреждения.
Для открытия подобного детсада в семье должно быть не менее трех дошкольников. Впрочем, если их меньше, организовать садик тоже можно, если принять в него малышей из других семей.
По своему статусу группы семейных детских садов являются структурным подразделением дошкольного учреждения, а один из родителей числится в нем воспитателем. За работу с детьми он получает заработную плату, у него идет трудовой стаж.
Постепенно такие учреждения стали появляться во многих городах страны. В Новочебоксарске первый семейный детский сад открылся в 2010 году в семье Белинских. На сегодняшний день в городе действуют два “домашних” садика. В одном из них побывала корреспондент “Граней”.
МАМА НА ДОЛЖНОСТИ
В семье Матлаш восемь детей, трое из них дошкольники (Любе 6 лет, Вере 4 года и Ларисе 3 года). В 2011 году, когда их семейный детсад только начал работать, дошколят было аж пятеро. Сейчас двое уже пошли в школу: Катя учится в третьем классе, а Аня — первоклассница. К слову, поводом для открытия садика прямо в квартире послужило состояние здоровья одного из малышей.
“Верочка у нас родилась слабой и очень часто болела, — объясняет Ольга Матлаш. — Я понимала, что, начав ходить в детский сад, большую часть времени мы все равно будем проводить дома, сидя на больничном. Работать я бы тоже не смогла, поэтому создание семейного детского сада стало для нас спасением.
Как только узнала о такой возможности, отправилась в городскую администрацию и написала заявление. Как и полагается, нашу группу прикрепили к ближайшему муниципальному детсаду № 40 “Радость”, в котором дети числятся воспитанниками, а я воспитателем”.
Занятия в семейном саду проходят по установленным программам, их разрабатывают работники дошкольного учреждения. Специалисты помогают мамам-воспитателям во всем, что касается работы с детьми.
Как отмечает Ольга Матлаш, расписание дня с новым статусом в семье не особо изменилось. Единственное, ей нужно отчитываться о проделанной работе. В специальную тетрадь мама стала записывать занятия, которые проводит с детьми, а вечерами планирует то, чем займет деток завтра и какие подручные материалы ей нужно подготовить.
“Первый год было очень сложно, — признается О.Матлаш. — У нас разновозрастная группа, поэтому и нагрузка разная. У одних по программе рисование, а у других, например, окружающий мир. Кроме того, нужно было успеть приготовить обед для старших, и мне всегда казалось, что я чего-нибудь да не успею сделать. Выручало то, что садик обеспечивал готовым питанием — завтраком, обедом и полдником.
Сейчас стало проще: и детки подросли, и опыта набралась. Помогает также наличие высшего педагогического образования и то, что дети все свои, а не из другой семьи”.
НЕДОСТАТОК ОБЩЕНИЯ ВОСПОЛНЯЮТ СПОЛНА
Распорядок дня в семейном детском садике, конечно, немного мягче, чем в обычном. В семь утра мама провожает старших детей в школу, на обратном пути забирает завтрак из садика и лишь потом будит малышек.
После завтрака дети усаживаются за стол, и мама проводит с ними занятия. На музыкальное и физкультуру девочки ходят в детский сад. Приглашают их и на утренники. В некоторых дети принимают участие. Так, на новогоднем мероприятии Люба будет читать стихотворения.
“Семья у нас большая, потому и день проходит насыщенно, — говорит Ольга. — До обеда стараемся провести занятия, потом все вместе делаем уборку в квартире, а вечером старшие дети играют с малышами в различные игры. Ребенок не должен постоянно заниматься, писать или читать. В детском саду ведь тоже большую часть времени дети проводят за игрой. Так и у нас”.
Два раза в год мама-воспитатель проводит с детьми диагностику. Она позволяет ей выявить слабые места в развитии ребенка, для того чтобы в последующем уделить пробелам больше внимания.
По мнению Матлаш, семейный детский сад хорош тем, что к каждому здесь индивидуальный подход, что было бы невозможно в группе из 20 малышей. Единственный минус — недостаток общения вне семьи. Однако и этот пробел мама старается восполнить. Все три дошкольницы — Люба, Вера и Лариса — посещают детскую развивающую студию.
“Там девочки пусть и немного, но все же общаются с ровесниками, — говорит Ольга. — Кроме того, гуляя во дворе, они легко находят общий язык с соседскими детками. Старшие посещают кружки по интересам — одни занимаются музыкой, другие рисованием. Все школьники ходят в бассейн”.
ПОДДЕРЖИМ МАМ
“Семейные детские сады — это огромная поддержка для многодетных семей, — уверена заведующая МБДОУ № 40 Светлана СЕМЕНОВА. — Часто мамы с маленькими детьми даже при желании не могут устроиться на работу. А здесь их оформляют воспитателями — идет стаж, зарплата, предоставляется соцпакет.
Городу новая форма дошкольного образования тоже выгодна: малыши пристроены, но места в детсаду при этом не занимают. То есть детский сад может дополнительно принять дошколят”.
Правда, сегодня в Новочебоксарске проблема с очередями в детсады благополучно решается — местами обеспечены дети от двух лет. Возникает вопрос: не уйдут ли семейные детские сады в прошлое?
В отделе образования администрации Новочебоксарска успокоили, сказав, что задача закрывать семейные садики перед властями не стоит. К тому же они создавались как альтернативная форма дошкольного образования и с целью поддержания многодетных семей.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Комментарии
Недавно как раз встретила главу семьи и он мне рассказал о том, что у них семейный детский сад. Видела шестерых их детей, Ольга молодец, как и ее муж Федор. С таким главой семьи, с такой поддержкой можно рожать и растить детей. Молодцы!
Вот здесь больше о них
http://www.grani21.ru/node/17029
У Светланы Семеновой в садике тоже была
http://www.grani21.ru/pub/ya-ty-my-v-radosti