Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Голоса ангелов

26 марта в малом зале ДК имени П. Хузангая состоялся праздничный концерт инклюзивного вокального ансамбля “Солнышко”. В нем приняли участие новочебоксарки Аня Мешкова и Алина Рябова (на фото во втором ряду).Голоса ангелов

26 марта в малом зале ДК имени П. Хузангая состоялся праздничный концерт инклюзивного вокального ансамбля “Солнышко”. В нем приняли участие новочебоксарки Аня Мешкова и Алина Рябова (на фото во втором ряду).

Валентина МЕШКОВА, мама солнечных девочек Алины и Ани.Голоса ангелов

Валентина МЕШКОВА, мама солнечных девочек Алины и Ани.

Педагог, руководитель ансамбля “Солнышко” Гузель Федорова. Голоса ангелов

Педагог, руководитель ансамбля “Солнышко” Гузель Федорова.

Дети поют, танцуют, стучат ложками в такт мелодии. За легкостью выступлений стоит огромный труд. Голоса ангелов

Дети поют, танцуют, стучат ложками в такт мелодии. За легкостью выступлений стоит огромный труд.

Счастливые после выступления на сцене Алина и Аня.Голоса ангелов

Счастливые после выступления на сцене Алина и Аня.

Воспитанники Гузель Федоровой стали призерами межрегионального турнира “Таланты Поволжья”, прошедшего в этом году 27 марта. Фото Г. Федоровой и В. МешковойГолоса ангелов

Воспитанники Гузель Федоровой стали призерами межрегионального турнира “Таланты Поволжья”, прошедшего в этом году 27 марта. Фото Г. Федоровой и В. Мешковой


0

26 марта в малом зале ДК имени П. Хузангая состоялся праздничный концерт инклюзивного вокального ансамбля “Солнышко” в честь особенных детей, которые отмечают свой день 21 марта (Международный день человека с синдромом Дауна) и 2 апреля (Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма). 


“Раньше считалось, что дети с синдромом Дауна необучаемы. Это не так. Просто им нужно больше времени и внимания для того, чтобы чему-то научиться”, — считает Валентина Мешкова.

Три года назад в газете “Грани” была опубликована удивительная история о многодетной семье Мешковых, в которой растут две солнечные девочки Аня и Алина (читайте “Особенные дети должны жить в семье” в номере за июнь 2019 года). Сейчас девочкам 15 лет. Они занимаются тхэквондо, а недавно начали еще и петь в инклюзивном ансамбле “Солнышко”. И уже стали лауреатами первой степени в международном конкурсе “Стать звездой” и вокально-инструментальном конкурсе “Таланты Поволжья”.


Долгий извилистый путь

О культурно-досуговом развитии особенных детей нам рассказала их педагог, руководитель ансамбля Гузель Федорова. 

“В 2014 году ко мне пришли первые солнечные детки. Они даже не разговаривали. Их не брали в центры творчества, с ними не хотели заниматься в школах. Родители плакали. А я была уверена: любой особенный ребенок может научиться петь. Процесс был долгим. Мы складывали звуки в слова, слова — в предложения, потом учили песни. Сначала это были только индивидуальные занятия, а потом мы стали собираться вместе и создали ансамбль “Солнышко”, — вспоминает педагог.

Для чего детям, которые даже не умеют говорить, занятия музыкой, спросите вы. Помимо положительного влияния на физическое и морально-психологическое состояние ребенка, процесс обучения пению требует мыслительной активности и интеллектуального напряжения. Занятия в ансамбле объединяют детей, развивают коммуникативные способности. Гузель Шакуровна имеет педагогическое образование, прошла повышение квалификации по инклюзивному обучению: “Я выполняю роль дефектолога, логопеда и психолога. Кроме того, наши детки занимаются хореографией и осваивают музыкальные инструменты: от ложек и трещоток до фортепиано. Это развивает моторику и координацию движения”. Педагог разработала собственную методику игры в две руки на фортепиано для детей с ОВЗ и активно ее использует на практике.

Как она признается, обучение особенных деток — сложный и долгий процесс. Он требует от преподавателя железного терпения. Одна только адаптация может проходить годами. “Некоторые мои воспитанники уже самостоятельно разбирают короткие песенки и могут их сыграть на пианино. Это успех. Другим деткам нужен год, чтобы выучить четыре ноты. Это тоже успех”, — говорит Гузель Федорова.


Все разные, и каждый — особенный

На сегодняшний день у педагога 16 воспитанников с ДЦП, синдромом Дауна и аутизмом. Восемь из них поют в ансамбле. С остальными Гузель Шакуровна занимается индивидуально распевкой и вокалом.

О каждом ученике она говорит с любовью и нежностью: “Илюша очень трудолюбивый, Антон — ласковый. У Кати голос от Бога. А Софья на фортепиано без нот играет. Для меня они самые обыкновенные дети. Каждый со своим характером и интересами. Я их очень люблю и хочу, чтобы они выросли счастливыми и уверенными в себе. Мы регулярно участвуем в различных музыкальных конкурсах. Причем наравне с нормотипичными детьми. Это помогает нашим деткам социализироваться”.

Как результат, десятки наград, индивидуальных и коллективных. За прошлый год копилка ансамбля “Солнышко” пополнилась примерно десятью наградами и двумя Гран-при. В этом году уже пять побед в конкурсах. Но самое большое достижение, считает Гузель Федорова, это то, что дети стали увереннее чувствовать себя на сцене, научились самостоятельно выстраиваться и с восторгом воспринимать аплодисменты. “Но волнение всё еще присутствует, я чувствую. Когда на сцену выходим, встаю в сторонке, чтобы они меня видели краем глаза”, — рассказывает педагог.


Ключик к детским сердцам

Несмотря на то что Гузель Федорова позиционирует себя как строгий и требовательный преподаватель, на видео с выступлений можно увидеть ее взаимодействие с учениками: жестом подскажет, улыбкой поддержит, своим ярким голосом задаст тон выступлению.

Про свою работу она говорит: “Общаюсь со специалистами из других городов России. Обучаться можно многому, но самое важное — чтобы душа лежала к профессии. Тогда ты и детей понимать будешь, и их желания, и их душевное состояние. Я долго искала себя. Вот теперь нашла. Люблю то, чем занимаюсь. И буду работать, пока у меня есть силы.

В успехах деток большая заслуга их родителей. Именно они закладывают тот фундамент: взаимоотношениями в семье, атмосферой в доме, оптимистичным взглядом на жизнь. Без преувеличения могу сказать, что родители моих воспитанников — золотые. Они заинтересованы в развитии своих чад и вкладывают много средств и сил в них. Стараются не пропускать занятий (особенным деткам очень важно четкое расписание, последовательность). Домашнее задание выполняют, дополнительно занимаются. Костюмы к выступлениям шьют, на конкурсах сопровождают”.


Рисуют, танцуют, поют

Одной из таких родительниц и является Валентина МЕШКОВА. Алина и Аня находятся на домашнем обучении. Но сидеть в четырех стенах нельзя, девочки начинают замыкаться. Поэтому они посещают дополнительные занятия: художественную школу, тхэквондо, настольный теннис, плавание, танцы. Всё, на что хватает времени. А ведь у Валентины, помимо Ани и Алины, еще четверо детей, которые тоже нуждаются во внимании и заботе мамы. “Для любого ребенка очень важно всесторонне развиваться, раскрывать свои таланты. Совсем не просто найти специалистов, которые хотят и могут заниматься с особенными детьми. Поэтому такие люди, как Гузель Шакуровна, которые полностью отдаются делу, вкладывают в каждого ребенка частичку души, особенно ценны для нас”, — говорит Валентина Михайловна.

Девочки только недавно начали заниматься в ансамбле “Солнышко”, лишь месяц назад. До этого посещали музыкальную школу. 

“У них есть интерес к пению и музыкальным инструментам. Преподаватель хвалит: Аня освоилась и уже начала играть на фортепиано. И я замечаю: действительно, она стала более открытой, спокойной. Анюта еще волнуется перед выходом на сцену, боится, чувствует себя скованно. Поддерживаю ее перед выступлением, говорю: “У тебя всё получится!”, и она идет.

Я благодарна Гузель Шакуровне. Она быстро нашла общий язык с детьми, подход к каждому. Она очень хороший педагог. И приободрит, когда надо, и подскажет, и успокоит. Низкий поклон за ее терпение. Наши дети ведь непростые. Могут и заупрямиться, и отказаться работать, им и объяснять всё надо подробно, по несколько раз”, — рассказывает Валентина Мешкова.

Пока педагоги говорят о значительном вкладе родителей в развитие ребенка, а родители в свою очередь благодарят педагогов за профессионализм, важно заметить, что именно работа в связке помогает особенным деткам достичь успеха.

Алина и Аня радуются каждый раз, когда собираются на занятия к Гузель Шакуровне. Им доставляют удовольствие поездки и выступления. И пусть они пока поют, как могут, не полностью. Но они счастливы, а не это ли самое важное?



Валентина МЕШКОВА, мама солнечных девочек Алины и Ани:

“Совсем не просто найти специалистов, которые хотят и могут заниматься с особенными детьми. Поэтому такие люди, как Гузель Шакуровна, которые полностью отдаются делу, вкладывают в каждого ребенка частичку души, особенно ценны для нас”.


  • 26 марта в малом зале ДК имени П. Хузангая состоялся праздничный концерт инклюзивного вокального ансамбля “Солнышко”. В нем приняли участие новочебоксарки Аня Мешкова и Алина Рябова (на фото во втором ряду).
  • Валентина МЕШКОВА, мама солнечных девочек Алины и Ани.
  • Педагог, руководитель ансамбля “Солнышко” Гузель Федорова.
  • Дети поют, танцуют, стучат ложками в такт мелодии. За легкостью выступлений стоит огромный труд.
  • Счастливые после выступления на сцене Алина и Аня.
  • Воспитанники Гузель Федоровой стали призерами межрегионального турнира “Таланты Поволжья”, прошедшего в этом году 27 марта. Фото Г. Федоровой и В. Мешковой