Итальянские страсти на чувашской сцене
Критики назвали новый премьерный спектакль Чувашского театра оперы и балета мировым событием. В этих словах есть правда. Опера Беллини редко ставится не только в России, но и в мире.
Дуэты Джульетты (Татьяна Прытченкова) и Ромео (Маргарита Финогентова) в опере Беллини — самые красивые. Композитор партию Ромео изначально писал для женского меццо-сопрано.
Убедительны были в своих ролях Иван Снигирев (Тебальдо), Максим Карсаков (Капеллио Капулетти) и Сергей Алексеев в роли Лоренцо.
В Чувашском государственном театре оперы и балета 20 ноября открылся юбилейный XXX Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова. Зал был полон, в числе зрителей истинные любители оперы и те, кто ценит хорошую музыку. Тому есть причина: фестиваль открылся премьерной постановкой нашего театра — редко ставящейся в мире и России оперой Беллини “Монтекки и Капуллети”.
Громкое возвращение
Трагическая история Ромео и Джульетты не раз пересказывалась самыми разными авторами. Нам она больше известна по трагедии Уильяма Шекспира. Беллини же, получив заказ на написание оперы, за помощью обратился к своему другу, известному в XIX веке либреттисту Феличе Романи, которому кроме любовной истории подростков были интересны и политические разногласия в Италии.
Постановку для чувашского театра осуществил режиссер Максим Жучин. Он хорошо известен нашему зрителю, 10 лет назад он работал в чебоксарском театре плодотворно, но недолго. Уехал, чтобы показать себя на других театральных площадках, и даже организовал оперный фестиваль. В последние годы творил в Санкт-Петербурге.
И вот снова Чебоксары. Максим Жучин уже назначен главным режиссером Чувашского государственного театра оперы и балета, а новая постановка получилась многообещающей. Смелость, любовь к экспериментам и умение решать простые задачи неожиданными сценическими приемами отличают его от других постановщиков.
И в этот раз Максим Жучин не стал себя сдерживать. Так, например, два враждующих клана предстали в довольно необычном виде: Капулетти и Монтекки вышли на сцену в полной боевой готовности — военных берцах, кожаных косухах.
Еще один довольно смелый прием использовал режиссер, доверив роль Ромео Маргарите Финогентовой. Тем, кто не знаком с этой оперой близко, исполнение мужской роли женщиной кажется скандальным. Впрочем, скандальным оно выглядело и пару веков назад, когда Беллини написал партию Ромео для меццо-сопрано. Тогда эту роль он отдал своей возлюбленной. В России в начале XX века эту партию пела также женщина.
Если в первом акте дуэт Джульетты и Ромео смотрелся смело, то во втором талант оперных див Татьяны Прытченковой и Маргариты Финогентовой, наделенных невероятными вокальными данными, сделал свое дело. Трагическая история любви снова вышла на первый план и захватила сердца зрителей.
Как всегда, выше всяких похвал оказалась работа главного художника театра Валентина Федорова. Костюмы и сценография поражали воображение и легко вписались в общую картину, созданную режиссером. Единственное, что напрягало, так это дым, который пускают из-за кулис, кажется, в каждом нашем спектакле.
Из театра в Интернет
Еще одной особенностью этого юбилейного фестиваля стало то, что спектакль показывали в онлайн-режиме на портале культура.рф. Сразу три камеры работали в зале, передавая все, что происходит на сцене, в Интернет. Такое сотрудничество с порталом стало возможным благодаря тому, что наш театр победил в третьем этапе конкурсного отбора заявок на организацию онлайн-трансляций в рамках национального проекта “Культура”. В нем определены 40 наиболее значимых культурных событий.
В число победителей попали два мероприятия Чувашского государственного театра оперы и балета. Первый любители оперы уже увидели, а вот что еще попадет во Всемирную сеть, пока неизвестно. Театр обещает сообщить об этом очень скоро на своем официальном сайте.
Верди и гала-концерт
В воскресенье, 22 ноября, театр представил оперу Дж. Верди “Аида”. Главные партии исполнили солисты Мариинского театра Мария Баянкина (Аида), Юлия Маточкина (Амнерис), заслуженный артист России, народный артист Республики Татарстан Ахмед Агади (Радамес) и Ярослав Петряник (Амонасро). Дирижировала любимая публикой Ольга Нестерова.
25 ноября на опере Дж. Верди “Бал-маскарад” зрители встретятся с солистами из Санкт-Петербурга. В партиях Амелии и Ренато на сцену выйдут заслуженная артистка России Анна Маркарова и лауреат международных конкурсов Роман Бурденко (Мариинский театр), в партии Ульрики — лауреат международных конкурсов Олеся Петрова (Михайловский театр). В партии Ричарда выступит лауреат международных конкурсов Алексей Михайлов (“Царицынская опера”, Волгоград). Оркестром в этот раз будет руководить Дмитрий Банаев.
Продолжится фестиваль 27 ноября оперой Верди “Реквием”. В этот вечер вместе с хором и симфоническим оркестром театра под управлением Дмитрия Банаева перед чебоксарской публикой выступят сопрано Мария Баянкина (Мариинский театр), меццо-сопрано Олеся Петрова (Михайловский театр), тенор Илья Селиванов (Большой театр), бас Илья Банник (Мариинский театр). Хормейстеры — народный артист Чувашии Анатолий Фишер и Любовь Казанцева.
Завершится фестиваль 29 ноября гала-концертом. В нем выступят Илья Селиванов (Большой театр), Илья Банник (Мариинский театр), Олеся Петрова (Михайловский театр), Марина Ефанова и заслуженный артист России Виталий Ефанов (московский театр “Новая ”опера” им. Е.В. Колобова). Все они поют на ведущих сценах мира и заявляют о себе на крупнейших музыкальных фестивалях, представляя золотой фонд оперных голосов современности.
В целях профилактики распространения коронавирусной инфекции XXX Международный оперный фестиваль проходит в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора: на входе выдают одноразовые маски и предлагают антисептики для обработки рук, не работает буфет. Но это мелочи по сравнению с настроением, которое дарит великое искусство — опера.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати