Когда кино было душевнее, а игрушки добрее
Если вам интересно посмотреть, как Аркаша проводит экскурсию, или окунуться во вселенную персонажей Леонида Гайдая, посмотрите видео, перейдя по QR-коду.
Кажется, мы в жизни упускаем что-то важное. К такой мысли я пришла, посетив музеи кино и уникальных кукол в Москве. Ведь было же время, когда дети ценили игрушки и считали их своими друзьями, везде брали с собой. А фильмы пересматривались по несколько раз и разбирались на цитаты.
Голоса из прошлого
На самом деле в столичных музеях всё реже можно увидеть экскурсионную группу в ее классическом понимании. Экскурсоводов заменили аудиогиды, дисплеи-справочники, интерактивные выставки с QR-кодами. В Музее кино на ВДНХ нас встретил робот Аркаша.
Ежечасно он рассказывает об истории кинематографа. Катаясь по выставочному залу, представляет раннюю кинематографическую технику: праксиноскопы, волшебные фонари, стереофотоаппараты, кинопроекторы и камеры, объясняет принцип их работы, в том числе показывает иллюстрации на своем мониторе.
В музее хранится фонограф Томаса Эдисона. Изобретатель подарил аппарат Льву Толстому, и теперь мы можем услышать голос великого русского писателя. Лев Николаевич записал краткое обращение к народам мира, несколько своих сказок и знаменитое “Обращение к мальчикам яснополянской школы”. Последнее, кстати, можно послушать, надев наушники.
На выставке представлен также макет кинопоезда, на котором режиссер Александр Медведкин в 1930-е годы колесил по стране и снимал короткометражные фильмы о производственных проблемах в годы первых пятилеток. В одной из витрин находится еще одно его изобретение — киноавтомат, который в годы Великой Отечественной войны помогал запечатлевать происходящие события.
Первый “Оскар” СССР, полученный режиссерами Ильей Копалиным и Леонидом Варламовым за документальный фильм “Разгром немецких войск под Москвой”, тоже хранится в Музее кино. Он изготовлен из гипса и покрыт бронзовой краской. После окончания Второй мировой войны статуэтку должны были заменить на золотую, однако из-за начавшейся холодной войны советские кинематографисты этот “Оскар” так и не получили.
На втором этаже музея находится интерактивная выставка, посвященная фильмам Леонида Гайдая. Комнаты с воссозданной атмосферой любимых комедий. Например, на кухне Шурика играет радио с советскими песнями, в холодильнике колбаса и сыр “Дружба”, борщ в банке, молоко в стеклянной бутылке — все продукты бутафорские, но запах стоит соответствующий.
Повсюду на стенах фотографии актеров, знаменитые цитаты из фильмов. Здесь можно сфотографироваться в рулоне обоев из фильма “Операция Ы и другие приключения Шурика”. Найти тот самый потайник в квартире Шпака. Снять трубку таксофона и услышать знаменитые фразы: “Алло! Галочка! Ты сейчас умрешь!”, “Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем, при нем”, “Положь трубку! Ложи трубку, я тебе говорю!” Мне почему-то кажется, что эти фразы вы прочитали голосами гайдаевских персонажей.
“В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель”, — считал кинорежиссер.
Свидетели чужого детства
“Свидетели чужого детства” — эту метафору употребляют в Музее уникальных кукол по отношению к игрушкам, и она очень точно описывает чувства, которые ты испытываешь, разглядывая коллекцию Юлии Вишневской. Антикварные куклы сохранили в себе особое настроение ушедших времен и помогают увидеть мир ребенка XIX или середины XX веков.
Куклы тогда стоили дорого, даже в богатых семьях у детей была лишь одна игрушка, она исполняла роль маленького друга. Ярким примером такого компаньона является кукла наследника Тутти из сказки “Три толстяка” Юрия Олеши. Особое место в музее отведено для звезды из одноименного фильма, созданной по образу и подобию 12-летней Лины Бракните, сыгравшей в нем роль танцовщицы Суок.
На выставке представлены игрушки родом из Франции, Германии, Англии и России. Разглядывая их, вы можете наблюдать этапы “взросления” куклы: первые попытки производителей “оживить” ее, сделать более натуральной.
Кроме того, игрушки отражают историю государства, в котором их произвели. Так, в нашей стране редкими считаются экземпляры кукол фабрики “Журавлев и Кочешков”. Производство было уничтожено в конце 1920-х за “излишнюю буржуазность”.
После Октябрьской революции на смену розовощеким фарфоровым куклам в кружевных шелковых нарядах пришли куклы в виде рабочих, крестьян, красногвардейцев, пионеров, пожарных, врачей, трактористов. В постановлении Центральной контрольной комиссии было прописано требование, чтобы игрушка воспитывала у детей стремление работать и быть полезным стране.
Есть в музее и куклы со своей историей. Одна из них — с шестью пальцами на руке. Дело в том, что в конце XIX века родилась девочка с такой особенностью. Она очень стеснялась и не общалась с другими детьми. И тогда родители попросили сделать для нее особенную куклу. Так у их дочки появился верный друг, который помог ей социализироваться и справиться со своим комплексом.
А фарфоровая кукла с мехами спасла свою четырехлетнюю хозяйку в блокадном Ленинграде. Случилось так, что девочка осталась в квартире одна. Отец был на фронте, мама работала на заводе и в тот вечер не смогла прийти домой. Проснувшись утром, голодная, ужасно напуганная девочка не могла встать. Из последних сил она взглянула на куклу, которая, как ей показалось, с укоризной смотрела и говорила: “Я же без тебя пропаду, погибну!” И девочка, пересилив себя, взяла любимицу, успокоила ее, умыла, причесала, одела, прочитала с ней книгу. В заботе о кукле незаметно прошел весь день, а вечером уже вернулась мама, которая накормила и обогрела дочку. Буквально через несколько дней девочку вместе с куклой эвакуировали из города.
Здорово, конечно, что теперь родители могут подарить детям всевозможные игрушки. И каких только чудиков сейчас не увидишь в магазине! Но, кажется, у подрастающего поколения только один лучший друг. Электронный.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати