Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Когда кино было душевнее, а игрушки добрее

Приложив трубку таксофона к уху, можно услышать знаменитые фразы из фильмов Гайдая.Когда кино было душевнее, а игрушки добрее Путешествуем по России

Приложив трубку таксофона к уху, можно услышать знаменитые фразы из фильмов Гайдая.

Комната из фильма “Бриллиантовая рука”. Фото автораКогда кино было душевнее, а игрушки добрее Путешествуем по России

Комната из фильма “Бриллиантовая рука”. Фото автора

Если вам интересно посмотреть, как Аркаша проводит экскурсию, или окунуться во вселенную персонажей Леонида Гайдая, посмотрите видео, перейдя по QR-коду.Когда кино было душевнее, а игрушки добрее Путешествуем по России

Если вам интересно посмотреть, как Аркаша проводит экскурсию, или окунуться во вселенную персонажей Леонида Гайдая, посмотрите видео, перейдя по QR-коду.

kuar-kod_arkasha.jpgКогда кино было душевнее, а игрушки добрее Путешествуем по России

kuar-kod_arkasha.jpg

Куклы российских фабрик. Фото автораКогда кино было душевнее, а игрушки добрее Путешествуем по России

Куклы российских фабрик. Фото автора

Кукла Суок.Когда кино было душевнее, а игрушки добрее Путешествуем по России

Кукла Суок.

Кукла, спасшая свою хозяйку в блокадном Ленинграде (на заднем фоне).Когда кино было душевнее, а игрушки добрее Путешествуем по России

Кукла, спасшая свою хозяйку в блокадном Ленинграде (на заднем фоне).


0

Кажется, мы в жизни упускаем что-то важное. К такой мысли я пришла, посетив музеи кино и уникальных кукол в Москве. Ведь было же время, когда дети ценили игрушки и считали их своими друзьями, везде брали с собой. А фильмы пересматривались по несколько раз и разбирались на цитаты.

Голоса из прошлого

На самом деле в столичных музеях всё реже можно увидеть экскурсионную группу в ее классическом понимании. Экскурсоводов заменили аудиогиды, дисплеи-справочники, интерактивные выставки с QR-кодами. В Музее кино на ВДНХ нас встретил робот Аркаша.

Ежечасно он рассказывает об истории кинематографа. Катаясь по выставочному залу, представляет раннюю кинематографическую технику: праксиноскопы, волшебные фонари, стереофотоаппараты, кинопроекторы и камеры, объясняет принцип их работы, в том числе показывает иллюстрации на своем мониторе.

В музее хранится фонограф Томаса Эдисона. Изобретатель подарил аппарат Льву Толстому, и теперь мы можем услышать голос великого русского писателя. Лев Николаевич записал краткое обращение к народам мира, несколько своих сказок и знаменитое “Обращение к мальчикам яснополянской школы”. Последнее, кстати, можно послушать, надев наушники.

На выставке представлен также макет кинопоезда, на котором режиссер Александр Медведкин в 1930-е годы колесил по стране и снимал короткометражные фильмы о производственных проблемах в годы первых пятилеток. В одной из витрин находится еще одно его изобретение — киноавтомат, который в годы Великой Отечественной войны помогал запечатлевать происходящие события.

Первый “Оскар” СССР, полученный режиссерами Ильей Копалиным и Леонидом Варламовым за документальный фильм “Разгром немецких войск под Москвой”, тоже хранится в Музее кино. Он изготовлен из гипса и покрыт бронзовой краской. После окончания Второй мировой войны статуэтку должны были заменить на золотую, однако из-за начавшейся холодной войны советские кинематографисты этот “Оскар” так и не получили.

На втором этаже музея находится интерактивная выставка, посвященная фильмам Леонида Гайдая. Комнаты с воссозданной атмосферой любимых комедий. Например, на кухне Шурика играет радио с советскими песнями, в холодильнике колбаса и сыр “Дружба”, борщ в банке, молоко в стеклянной бутылке — все продукты бутафорские, но запах стоит соответствующий.

Повсюду на стенах фотографии актеров, знаменитые цитаты из фильмов. Здесь можно сфотографироваться в рулоне обоев из фильма “Операция Ы и другие приключения Шурика”. Найти тот самый потайник в квартире Шпака. Снять трубку таксофона и услышать знаменитые фразы: “Алло! Галочка! Ты сейчас умрешь!”, “Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем, при нем”, “Положь трубку! Ложи трубку, я тебе говорю!” Мне почему-то кажется, что эти фразы вы прочитали голосами гайдаевских персонажей.

“В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель”, — считал кинорежиссер.

Свидетели чужого детства

“Свидетели чужого детства” — эту метафору употребляют в Музее уникальных кукол по отношению к игрушкам, и она очень точно описывает чувства, которые ты испытываешь, разглядывая коллекцию Юлии Вишневской. Антикварные куклы сохранили в себе особое настроение ушедших времен и помогают увидеть мир ребенка XIX или середины XX веков.

Куклы тогда стоили дорого, даже в богатых семьях у детей была лишь одна игрушка, она исполняла роль маленького друга. Ярким примером такого компаньона является кукла наследника Тутти из сказки “Три толстяка” Юрия Олеши. Особое место в музее отведено для звезды из одноименного фильма, созданной по образу и подобию 12-летней Лины Бракните, сыгравшей в нем роль танцовщицы Суок.

На выставке представлены игрушки родом из Франции, Германии, Англии и России. Разглядывая их, вы можете наблюдать этапы “взросления” куклы: первые попытки производителей “оживить” ее, сделать более натуральной.

Кроме того, игрушки отражают историю государства, в котором их произвели. Так, в нашей стране редкими считаются экземпляры кукол фабрики “Журавлев и Кочешков”. Производство было уничтожено в конце 1920-х за “излишнюю буржуазность”.

После Октябрьской революции на смену розовощеким фарфоровым куклам в кружевных шелковых нарядах пришли куклы в виде рабочих, крестьян, красногвардейцев, пионеров, пожарных, врачей, трактористов. В постановлении Центральной контрольной комиссии было прописано требование, чтобы игрушка воспитывала у детей стремление работать и быть полезным стране.

Есть в музее и куклы со своей историей. Одна из них — с шестью пальцами на руке. Дело в том, что в конце XIX века родилась девочка с такой особенностью. Она очень стеснялась и не общалась с другими детьми. И тогда родители попросили сделать для нее особенную куклу. Так у их дочки по­явился верный друг, который помог ей социализироваться и справиться со своим комплексом.

А фарфоровая кукла с мехами спасла свою четырехлетнюю хозяйку в блокадном Ленинграде. Случилось так, что девочка осталась в квартире одна. Отец был на фронте, мама работала на заводе и в тот вечер не смогла прийти домой. Проснувшись утром, голодная, ужасно напуганная девочка не могла встать. Из последних сил она взглянула на куклу, которая, как ей показалось, с укоризной смотрела и говорила: “Я же без тебя пропаду, погибну!” И девочка, пересилив себя, взяла любимицу, успокоила ее, умыла, причесала, одела, прочитала с ней книгу. В заботе о кукле незаметно прошел весь день, а вечером уже вернулась мама, которая накормила и обогрела дочку. Буквально через несколько дней девочку вместе с куклой эвакуировали из города.

Здорово, конечно, что теперь родители могут подарить детям всевозможные игрушки. И каких только чудиков сейчас не увидишь в магазине! Но, кажется, у подрастающего поколения только один лучший друг. Электронный.

  • Приложив трубку таксофона к уху, можно услышать знаменитые фразы из фильмов Гайдая.
  • Комната из фильма “Бриллиантовая рука”. Фото автора
  • Если вам интересно посмотреть, как Аркаша проводит экскурсию, или окунуться во вселенную персонажей Леонида Гайдая, посмотрите видео, перейдя по QR-коду.
  • kuar-kod_arkasha.jpg
  • Куклы российских фабрик. Фото автора
  • Кукла Суок.
  • Кукла, спасшая свою хозяйку в блокадном Ленинграде (на заднем фоне).
Фотогалерея Музей кино и Музей уникальных кукол в Москве