Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Мария Капкова: Общение с собаками творит чудеса

17.09.2022
Мария Капкова: Общение с собаками творит чудеса

Мария Капкова: Общение с собаками творит чудеса

“Порода играет важную роль в подходе к дрессировке. Но найти общий язык можно с каждой собакой”, — уверяет Мария Капкова.Мария Капкова: Общение с собаками творит чудеса

“Порода играет важную роль в подходе к дрессировке. Но найти общий язык можно с каждой собакой”, — уверяет Мария Капкова.

Фристайл-танцы с собаками — излюбленный вид дрессировки у детей.Мария Капкова: Общение с собаками творит чудеса

Фристайл-танцы с собаками — излюбленный вид дрессировки у детей.


0

Всем нам хотелось бы понимать своих пушистых четвероногих друзей, достичь гармонии в отношениях со своими любимцами. Но как это сделать? Может, для кого-то станет открытием, что существуют специальные учителя. Кинолог, зоопсихолог Мария КАПКОВА рассказала о том, как найти общий язык с питомцем.

— Многие считают, что любовь к собакам у некоторых людей заложена в генах. 

— Первая собака у меня появилась в пять лет. Потом так получилось, что я подбирала на улице брошенных щенков, забирала их из приюта. И постепенно общение с этими животными определило мое будущее. В Казанской ветеринарной академии я занималась по направлению “Кинология”. Окончила бакалавриат по специальности “биолог”, магистратуру — “Специалист по поведению животных”. Потом прошла переквалификацию на педагога. И открыла свой кинологический центр “Верное сердце”. Это было в Казани. В Чувашию я переехала три года назад и продолжила свою работу уже здесь.

— Для чего нужна детская кинология?

— В первую очередь я учу детей тому, как надо взаимодей­ствовать со своей собакой, чтобы она стала другом. Собакам, особенно если они только недавно появились в семье, трудно понимать хозяев. У детей нет четкости в словах и действиях. Они энергичны и непредсказуемы. Пошел в одну сторону, потом в другую, друзья предложили на велосипеде покататься — он оставил собаку. Отсюда возникает непонимание и различные конфликтные ситуации.

Самое главное, чего я придерживаюсь в обучении детей и собак, — это найти им такое общее дело. Большинство моих учеников любят фристайл — такой своеобразный танец с собакой. Это и весело, и показательно, и полезно для собаки.

— Как происходит общение человека с собаками? Правда, что собака может выучить более 500 слов?

— Да, правда, но это происходит в процессе жизни. Изначально собака учится на жестах. Для того чтобы она начала вас понимать, рассказывайте ей все, что видите, комментируйте свои действия: “Идем домой”, “Едет машина — нельзя”. Так же, как с маленькими детьми. Чем больше вы будете с ней разговаривать, тем лучше она начнет вас понимать.

В студенческие годы нашла на улице таксу. Хозяин ее так и не объявился, и я оставила ее у себя. Что интересно, собака была очень умная, знала много команд, но только на татарском языке. Русского она не понимала. А я, как назло, не говорила по-татарски. Первое время мы с ней общались через программу-переводчик. Потом ей все-таки пришлось учить русский.

— А правда, что взрослые собаки сложнее поддаются дрессировке? 

— Возраст собаки не влияет на обучение. У них очень пластичный мозг, пластичная психика. Немного странно, но собаки, ниже организованные существа, чем человек, учатся быстрее нас.

А вот на что действительно нужно обратить внимание, так это на породу.

— Она играет роль в характере собаки?

— Порода играет роль в подходе к дрессировке. Есть служебные собаки (такие как немецкая овчарка), которым нравится, когда с ними занимаются. Они делают всё, что скажет хозяин: куда пойти, что сделать. Грубо говоря, им нужен контроль.

Есть охотничьи породы (спаниель, бигль). Так заложено природой, что они должны сами принимать решения. Если собака убежала за зверем, а хозяин находится далеко, ей самой нужно принимать решения. То же самое касается мастиффов (алабай, доги) — они пастухи. И сенбернаров. Собаки с острова святого Бернара провожали путников до монастыря. Все они самостоятельны. 

При дрессировке нужно это учитывать. Они, например, не понимают, когда ты повторяешь команду несколько раз. Не станут тебе по сто раз показывать одно и то же: если ты не увидел — это твои проблемы. И даже тому, что собака выполнила команду, не спеши радоваться. Она это сделала потому, что сама так решила.


Все как у людей

— С какими проблемами можно столкнуться при общении с собакой?

— Довольна распространенная проблема — зооагрессия. А частой причиной тому становится то, что заводчики рано пристраивают щенков. До двух месяцев они должны находиться с родителями. Мать обучит их навыкам общения с другими собаками. Например, сигналу примирения, они его показывают при встрече. Если собака не контролирует себя в присутствии других животных, то мы проводим индивидуальные занятия. Мои собаки как раз и показывают сигналы коммуникации, учат ее культуре общения. 

Есть еще одна проблема. Собаки — очень преданные животные. И смена хозяина — очень печальное событие. Реабилитация “отказников” идет как минимум год. Прежде чем привыкнуть к новому месту жительства и новым людям, она пытается сбежать, много грустит, пытается обратить внимание окружающих на свои проблемы не самыми лучшими способами. Один мой питомец, которого бросил хозяин, разгромил весь дом. Раз 20 возвращался к предыдущему хозяину. Принял нас только через два года. Это один из самых тяжелых случаев, с которыми мне пришлось столкнуться.

— А что дают такие занятия самой собаке?

— Дрессировка для собак — это необходимость. Существуют три вида нагрузки: физическая (прогулки, игры, бег и так далее), ментальная (дрессировка), работа носом (различные поисковые игры).

Если собака гиперактивна, люди ошибочно думают, что им не хватает движения. Они нагружают собаку физически, отчего она становится сильной, но поведение не меняется.

На самом деле при ментальной нагрузке энергии тратится в два раза больше, чем при физической. А при работе носом — в четыре раза больше.

— А детей общение с собаками учит ответственности?

— Да, у ребенка появляются обязанности по уходу за питомцем, ответственность за ее воспитание и безопасность. Иногда дети обращаются ко мне: “Как объяснить родителям, чтобы они не ругали собаку?” Это здорово, что они встают на защиту своего друга.

Еще есть такое направление, как канистерапия. Это общение детей с ограниченными возможностями здоровья с собаками. Бывали случаи, когда дети начинали говорить после общения с собакой. Это происходит от переизбытка эмоций.

Один случай из моей практики. Мы с собакой Шанди приезжали к девочке с ДЦП. Ей исполнилось шесть лет, но она совсем не разговаривала. И однажды мы заходим в квартиру, она бежит к нам навстречу и кричит: “Шанди”. Это было ее первое слово. Родители расплакались, да и у меня, признаться, слезы потекли. Общение с собаками творит чудеса.


  • Sobaki_03.jpg
  • “Порода играет важную роль в подходе к дрессировке. Но найти общий язык можно с каждой собакой”, — уверяет Мария Капкова.
  • Фристайл-танцы с собаками — излюбленный вид дрессировки у детей.