Что изменится в России с 1 сентября 2024 года

Наш Гейтс

Сергей Ижбараев — учитель информатики гимназии № 6Наш Гейтс учитель информатики

Сергей Ижбараев — учитель информатики гимназии № 6


11

Сергей Ижбараев — учитель информатики гимназии № 6. Его разработка — сайт образовательного учреждения — недавно признана лучшей в Чувашии. Пять из шести проектов, участвующих в республиканском конкурсе по компьютерному моделированию от нашего города, выполнены его воспитанниками. Он один из первых преподавателей информатики в Новочебоксарске.

Факты биографии
Сергей Викторович Ижбараев родился в 1960 году в Шумерлинском районе. В 1964-м с родителями переехал в Новочебоксарск. В 1977-м окончил школу № 3, в 1982-м — физико-математический факультет ЧГУ. Пять лет преподавал физику в школе № 6, в 1987-м перешел в четырнадцатую, здесь трудился до 2003 года. Затем был руководителем кружка в ЦРТДиЮ, в гимназию № 6 вернулся в 2006-м.

— С чего начиналась компьютеризация школ?
— В 1987 году впервые в Новочебоксарске в школе № 14 появился компьютерный класс, состоявший из отечественных “БК 001” (“бытовой компьютер”, или “бэкашка”, как его все называли). Меня пригласил к себе директор Влади­слав Надеждин и сообщил, что как самый молодой педагог я поеду в Зеленоград на учебу. Так из физиков переквалифицировался в информатики. Можно сказать, свой предмет изучал одновременно с учениками. Так как первые полтора года это был един­ственный в нашем городе компьютерный класс, на занятия в 14-ю ходили все старшеклассники Новочебоксарска. Кабинет работал в три смены. Потом постепенно компьютеры стали появляться в других школах...
Кстати, многие ли помнят, что программы в “бэкашку” загружали с обычной магнитной кассеты, при помощи подключенного магнитофона? Прошлым летом чисто из спортивного интереса вместе с преподавателем информатики школы № 4 Александром Немовым мы попробовали загрузить сохранившийся экземпляр “БК 001” (неплохой экспонат для будущего музея!). Кассеты с программами к нему у меня тоже остались. И нам это удалось. Нами же написанные обучающие программы на “Бейсике” до сих пор работают.
— Помнится, первые компьютеры IBM в Новочебоксарске тоже появились сначала в четырнадцатой?
— Произошло это в 1991 году. Разнарядка на компьютеры поступила в мае, но по­ехали за ними в двадцатых числах августа. По договоренно­сти с МВД в Чебоксарах выделили автобус ЛиАЗ, водителя и двух милиционеров с оружием в каче­стве охраны. Вчетвером и отправились. Тогда после путча еще и неделя не прошла, потому останавливали нас, можно сказать, у каждого столба. Ничего, добрались в столицу без происшествий. Сейчас сам удивляюсь, как рисковали: среди бела дня в центре Москвы на виду у всех загрузили в автобус пять классов-комплектов продукции “IBM” (три предназначались для Чебоксар, один нам, еще один “ехал” в Шумерлю). Техника по тем временам весьма дорогая и со­временная, выпущенная в США. Всего 55 компьютеров, так что коробками и свертками ЛиАЗ забили доверху. Когда ехали обратно, ребята заметно напрягались, если в поле зрения дважды попадали одни и те же “Жигули”.
— Сколько раз в нашем городе обновлялись компьютерные классы?
— Не так уж и часто это происходило. Если считать БК первым поколением, IBM вторым...  Позже появились более современные модели (“386”, “486”), но все это — “допентиумное” время. Третьим, пожалуй, можно назвать поколение “Пентиумов”.
В 2006 году в гимназии № 6 впервые в Чувашии появился беспроводной мобильный компьютерный класс, состоящий из ноутбуков, я бы причислил их к четвертому поколению. За пять минут мы можем “перебросить” компьютерный класс из кабинета информатики в любой другой: литературы, математики, музыки или географии... Это дей­ствительно очень удобно.
— Пожалуй, нет другой школьной дисциплины, в которой все менялось бы так быстро, как в информатике.
— Считаю, мне повезло. В математике теорема Пифагора остается неизменной уже свыше двух тысячелетий, в физике закон Ньютона — более трехсот лет. В информатике все иначе. Как преподаватель этого предмета, стараюсь всегда быть в курсе всех новинок, чтобы оставаться компетентным для ребят. Как правило, мне это удается.
— Компьютерные игры вас в свое время не зацепили?
— Я отношусь к ним снисходительно. Сам никогда не увлекался, но если человек играет серьезно, то есть общается в форуме с другими игроками, совершенствует свои игровые навыки, участвует в турнирах, то считаю такое хобби не хуже прочих. Кстати, в последнюю декаду декабря ежегодно в гимназии проводим турнир по компьютерным играм на призы Деда Мороза. Подходим к организации мероприятия со всей ответственно­стью: создаем жюри, объявляем номинации (“Автогонки”, “Тетрис”, “Стратегии”...). Спонсор — компьютерная фирма — выставляет хорошие призы.
— А как привить интерес к серьезным вещам, например, к тому же компьютерному моделированию?
— В 2003 году я перешел из школы № 14 на работу в Центр творчества детей и юношества. Проработал здесь три года. Вел компьютерный кружок. Считаю, получил в это время уникальный опыт. Ко мне записывались подростки со всего города, причем те, кто дей­ствительно хотел заниматься. И каждый раз я планировал программу занятий исходя из того, что интересно самим ребятам. Например, в один год собрались мальчишки, окончившие музыкальную и художественную школы. С ними мы стали осваивать компьютерную аранжировку мелодий, 3D-графику и анимацию.
За всю историю моей педагогической деятельности насчитывается не так много детей, добившихся в области компьютерного моделирования серьезных результатов. Как правило, это были школьники, уже приученные трудиться, неважно, в музыкалке, спортивной секции или театральном кружке. В этом заключается половина успеха.
— А вторая?
— Главная проблема сегодняшнего, казалось бы, продвинутого и грамотного в компьютерах молодого поколения в том, что оно чаще всего осваивает азы самостоятельно, без педагога. В итоге заучивает неправильные алгоритмы, последовательность действий. И нет рядом опытного и знающего все подводные камни наставника, чтобы подсказать, взять за руку и повести...
Возможно, своим путем подростки тоже достигают результата, но, например, и в Чебоксары из нашего города можно добраться через Мариин­ский Посад. Но зачем проделывать каждый раз такой путь? Не проще ли воспользоваться помощью наставника? Вот только где они? Назову лишь несколько имен. Валерий Коханов, Константин Александров, Валерий Кузьмин... Все они профи, но в школах больше не работают. Многие из нынешних новочебоксарских учителей информатики пришли в профессию не так давно.
— Сергей Викторович, вы ведь успели побывать и в директорском кресле?
— В 1990 году после смерти Владислава Гавриловича педагогический коллектив школы № 14 на собрании избрал меня новым директором. Случай беспрецедентный, такое было возможно лишь тогда, в эпоху перемен.
— Нынешняя должность вполне устраивает?
— Да. Сейчас гимназия оснащена так, что можно реализовывать любые творческие планы. Взять, допустим, видео­конференц-связь. Последний сеанс у нас состоялся 30 марта с Великими Луками. В гимназии побывали представители Новочебоксарского городского совета ветеранов. По ту сторону экрана собрались фронтовики, молодежь, мэр города... В ходе общения обсуждалась работа по патриотическому воспитанию.
Гимназисты успели привыкнуть к такому чуду, как видео­связь. А вот наши ветераны уходили, по-моему, удивленные.
— Знаю, что у вас необычное хобби, связанное со спортом.
— С 1991 года в память о нашем директоре проводятся соревнования по легкой атлетике “Мемориал Надеждина”. С того же времени я занимаюсь компьютерной обработкой результатов состязаний. Тема эта сама по себе обширна и весьма интересна. Почему, например, в плавании разработана соответствующая программа, учитывающая время, очки каждого спортсмена и общекомандные результаты, а в легкой атлетике такой нет до сих пор? Я имею в виду официальную, общероссийскую... Дело в том, что легкая атлетика — это пятнадцать различных дисциплин, и в каждой свои нюансы.
Конечно, это хобби больших денег не приносит. Впрочем, если б за ними гнался, следовало уйти из школы. Зато как руководитель группы по компьютерной обработке данных в составе судейской коллегии я побывал на многих соревнованиях, объездил пол-России.
— Дома не жалуются на ваше частое отсутствие?
— Нет. Наверное, привыкли. Жена Татьяна тоже выпуск­ница физмата ЧГУ, но в педагогику она не пошла. У нас двое детей, старший, Антон, окончил Москов­ский авиационный институт. Отслужил срочную в космических вой­сках. Сейчас живет и работает в Мос­кве, занимается компьютерной графикой и дизайном. Младшая, Ольга, окончила школу в 2003 году.
Андрей СЕРГЕЕВ.

  • Сергей Ижбараев — учитель информатики гимназии № 6

Комментарии

Изображение пользователя Makar.

Похвально,человек достойный уважения. Вот только при чем здесь Гейтс?