Николай Кадыков: “В поисках музы”
Семиклассник 17-й общеобразовательной Коля Кадыков — один из самых лучших учеников Новочебоксарской детской музыкальной школы. Неоднократный победитель различных городских музыкальных конкурсов. Самое последнее его достижение — второе место на I открытом городском конкурсе-фестивале современной чувашской музыки, проходившем в феврале этого года. На республиканском конкурсе общего фортепиано “Нотная мозаика” несколько лет подряд занимал призовые места.
— Коля, как оказался в музыкальной школе?
— В детский садик пришли преподаватели по теории. Как обычно, проверяли слух, ритм. Мне было тогда 5 лет. Сразу позвонили родителям. Мама перепугалась, думала, со мной что случилось (смеется). Привели в такую родную сейчас для меня музыкалку, но тогда показалось, что тут страшно. Сдал успешно экзамены. Удивительно, откуда у меня взялись музыкальные способности, у родителей ни слуха, ни ритма нет.
— И вот начались твои победы…
— Вообще, все было хорошо не сразу. Меня ведь вначале приняли на фортепианное отделение. Проучился три года — надоело. У многих так бывает. И бросил…
Но оказалось, что это был “академический отпуск”. Вернулся в музыкалку. Как? В школе проводилась конференция. Так как я все же занимался музыкой, взял для изучения эту тему. Пошел в музыкальную школу, чтобы разобраться в творчестве Мусоргского. Кстати, девиз взял у этого композитора: “К новым берегам”. Так вот, пока готовился к конференции, понял, что соскучился по музыке. И теперь снова тут. Мы с друзьями здесь жить готовы! Правда, сейчас я на хоровом отделении. Навыки немного потерялись, но играю на фортепиано все же хорошо.
Первую победу помню как сейчас. Это был городской конкурс “Клавиши наши друзья”. Времени на подготовку почти не было. Но третье место завоевал! Мой друг Максим Мельников удостоился первого. Мы с ним часто так: то он, то я первое место берем. Вместе в проектах различных участвуем.
Еще помню республиканский конкурс “Нотная мозаика”. Вышел на сцену, смотрю на членов жюри, а у них лица, будто в ад затащили, кислые такие. Я сыграл, у них глаза округлились. Подумал, что не так сделал. Оказалось, я на первом месте, а мой друг на втором.
— Перед какой публикой не стал бы выступать?
— Главное, чтобы хоть один человек понимал музыку. Я ведь играю произведения известных композиторов — Чайковского, Грига… А их понимать нужно. И вообще, классика всегда популярна.
— Сам сочиняешь музыку?
— Учусь у Ларисы Быренковой. Кстати, ее очень любят ученики, обожают ее творчество. Так вот, когда-то бывало вдохновение, но сейчас музу ищу. И вообще, не всем же Моцартами быть.
— Что ж, опиши себя в нескольких словах.
— Не могу о себе говорить. Я пока никто, ничего особенного не добился, все впереди. Как в известном афоризме: “В молодости говоришь — я… Становишься старше — я и Моцарт… Взрослеешь — Моцарт и я… И потом — Моцарт”.
— Если бы начал жизнь заново, что бы изменил?
— Не оставил бы тогда музыкалку. И еще, однажды сгоряча ляпнул учителю то, что не хотел. Слушать людей нужно, тем более взрослых.
— Какие качества, по-твоему, важны для учителя?
— Главное, привить любовь к своему предмету. Мои педагоги как раз имеют такие качества.
— Есть увлечения, не связанные с музыкой?
— Да. Очень историю люблю, литературу. И геометрию тоже.
— Сейчас многие подростки связывают свои интересы с компьютером, Интернетом.
— Я от них с ума не схожу. И “Вконтакте” не сижу. Мне кажется, лучше общаться с глазу на глаз.
— А с девочками как?
— О-о-о-й… Как сказать… Эх! Есть одна на примете, конечно (улыбается). Но сейчас не до этого. Учиться нужно.
— Что читаешь?
— Читать люблю, но любимого жанра нет. Недавно посоветовали Гарри Поттера. Понравился.
— Какой был самый грустный день в нынешнем году?
— Когда Плющенко дали второе, а не первое место.
— У музыкантов кризис бывает?
— Духовный. Играю сложные произведения и… все легко получается. А иногда и звук какой-то не тот…
Татьяна Пантелеева.