От Алатыря до Каршлыхи
В 2009 году колокольня в Алатыре была признана самой высокой в России, выполненной в виде бетонного монолита. Ее высота 81,6 метра.
Святой источник иконы Божией Матери “Живоносный источник” в местечке Каршлыхи. Спускаться к нему надо по длинной лестнице от монастыря.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Акулево. Считается, что в 1833 году его посещал Александр Пушкин, проезжая через Чувашию.
В селе Малые Кибечи Канашского района несколько лет назад открыли деревянный храм Блаженной Матроны Московской. Он украшен фарфоровым иконостасом.
Белоснежно-синяя деревянная церковь в селе Луцком Комсомольского района была построена еще в 1888 году. Закрывалась лишь в годы Великой Отечественной войны.
В конце прошлого года состоялось знаменательное событие — подписание между Минэкономразвития Чувашии и епархиями Чебоксар, Канаша и Алатыря соглашения о развитии паломнического туризма. Республика богата своими святынями, православной историей и легендами, но почему-то в последние годы именно этому направлению туристические компании уделяли мало внимания.
При этом многие жители Чувашии уже не единожды побывали в Дивеево, Свияжске, Раифском монастыре, на озере Светлояр в Нижегородской области. Наши соседи тему эту хорошо изучили и предлагают туристам множество самых разных маршрутов, таких как “Православная Казань”, “Православная Йошкар-Ола”, не забыты и святыни в небольших селах. Например, в православные праздники паломники посещают храм в селе Сумки в Марий Эл.
И в России православный туризм развит неплохо. Всем известны центры православной культуры, такие как Троице-Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Соловецкий монастырь, города Золотого кольца.
А что можно посмотреть у нас? Куда можно поехать в Чувашии, для того чтобы прикоснуться к православным святыням?
Алатырь — источник православной веры
Колыбелью православной культуры, хранителем многовековых традиций и историй, конечно, является Алатырь, хранителем веры в нем — Свято-Троицкий мужской монастырь. Основан он был по велению Ивана Грозного в 1584 году. Какое-то время был приписан Троице-Сергиевой лавре.
Самой большой потерей стали послереволюционные годы, когда начались гонения за веру. Однако горожанам удалось сохранить главные святыни: чудотворную икону Казанской Божией Матери (по месту своего явления она относится к Ключевской пустыни), которая спасла город от холеры в 1848 году, и легенды о чудесных исцелениях, которые творил схимонах Вассиан. Многих он спас от бед, многих исцелил от болезней, а после его смерти люди приходили в келью монаха, и это место исцеляло. О чудесах, творимых Вассианом, сохранились записи очевидцев и свидетелей. Именно эти записи и предания, передававшиеся из поколения в поколение, побудили церковь поднять вопрос о канонизации Вассиана дважды — в 1910-м и 1919 г.
Но рассмотреть его не успели. Времена наступили сложные. В 1920 году монастырь закрыли, насельников изгнали. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем там размещались разные промышленные предприятия. Братия была репрессирована и, по свидетельству современников, расстреляна.
Возвращение монастыря православной церкви состоялось только в середине 1990-х годов. В это время в нем появились монахи. За очень короткое время они обжили территорию, начали восстанавливать храмы. Большую помощь оказали и республиканские власти. Благодаря первому президенту Чувашии Николаю Федорову была развернута большая благотворительная помощь. Построили семь храмов, благоустроили территории, получили землю для подворья.
Монастырь принимает паломников, есть гостиница.
- Святыни
Иконы Казанской Божией Матери (Ключевская) и Нерукотворного Спаса.
Престольный праздник: День Святой Троицы (50-й день после Пасхи).
ЧУДО ИСЦЕЛЕНИЯ
Мещанин из Симбирска рассказывал, что в 1901 году сильно простудился. На ногах образовались пять нарывов. Боль была настолько сильной, что ни стоять, ни ходить он не мог. С верою и молитвой пришел в пещеру схимонаха Вассиана. Взял масло из лампады, помазал маслом и попросил у старца об исцелении. Потом он вернулся на службу, а к концу ее боль прошла. Он развязал повязку и увидел, что опухоль спала. Он снова помазал ногу маслом, а наутро раны затянулись.
Сила Тихвинской иконы Богоматери
Тихвинский женский монастырь в Цивильске, пожалуй, самый посещаемый верующими. Он принимает странствующих со всей России. Чем же манит он, в чем сила его? Все очень просто: люди едут помолиться и поклониться чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, список которой хранится в Цивильском Тихвинском Богородичном женском монастыре.
Икона прославилась в 1670 году, когда шайка разбойников, свирепствовавшая на Волге, собиралась напасть на Цивильск. Накануне ночью вдове Ульяне Васильевой было видение и глас от Тихвинской иконы Богоматери, стоявшей в городской соборной церкви. “Царица Небесная повелела ей передать горожанам, чтобы они не приходили в отчаяние и мужались, ибо Она будет Заступницею их и не позволит разбойникам взять город; в благодарность за эту помощь они должны выстроить в честь Ее обитель за городом”.
Разбойники были побеждены. А благодарные горожане выстроили храм в честь иконы между реками Большой и Малый Цивиль. Тогда же с иконы Богородицы, стоявшей в соборной городской церкви, была снята копия и поставлена в новой обители.
В монастырской летописи сохранилось описание нескольких чудес Богородицы: прозрение слепой девицы, воскрешение младенца, исцеление глухонемого, избавление от уныния и болезней, умопомешательства, нечистого духа.
Судьба монастыря была нелегкой. Он был то мужской, то женской обителью. Были времена успеха и упадка. Много раз его хотели закрыть, но каждый раз передумывали. До революции там были открыты церковно-приходская школа, больничный корпус. Обитель просуществовала до 1927 года. Последние монахини были изгнаны. Разрушена была колокольня, хозяйственные постройки, снесены кресты и купола. Советская власть разместила здесь детский дом, потом школу-интернат, училище. Во время войны здесь был госпиталь.
Какое-то время здесь размещалась даже пожарная часть. И это все, конечно же, не лучшим образом сказалось на состоянии храма. Решение о том, чтобы вернуть обитель православной церкви было принято в 1988 году. Настоятельницей назначили матушку Агнию. В 2001 году сюда приезжал патриарх Московский Алексий II. Цивиляне встретили его с новым храмом во имя священномученика Харлампия.
Монастырь принимает всех, кто готов приобщиться к христианству, а также тех, кто готов оказывать помощь в хозяйственных делах.
- Святыня
Икона Тихвинской Божией Матери.
Святая вода Серафима Саровского
Один из самых молодых монастырей на территории Чувашии был основан в 1903 году в самой глуши, в лесах недалеко от местечка Каршлыхи (сейчас монастырь легко найти, он находится на дороге Чебоксары — Большой Сундырь, на территории современного Моргаушского района). Монахи выстроили комплекс из двух храмов: один в честь святого Александра Невского, другой — в честь преподобного Серафима Саровского. Были построены и другие здания бытового назначения.
Под правлением архимандрита Антония, чуваша по национальности, прибывшего из Ядрина, монастырь рос, развивался, и к 1910 году в нем уже проживали 70 монахов. Появилась кузница, кирпичный завод, ткацкая мастерская, свое хозяйство.
В 1918 году монастырь начали грабить: отобрали скот, строения, мельницу. В 1922 году Антония возвели в сан архимандрита. Он продолжил служение, и в монастыре теплилась жизнь. Спустя четыре года власти принимают решение закрыть монастырь под предлогом несоблюдения советских законов членами общества. Антоний умер в 1928 году и похоронен на кладбище села Большой Сундырь. В 1940-х годах здесь разместили детский санаторий.
В 2001 году монастырь снова открылся. Он все еще восстанавливается и отстраивается благодаря пожертвованиям верующих.
В последние годы привлекает много верующих, особенно в Крещение. Вода в святом источнике во имя преподобного Серафима Саровского считается целебной.
- Святыня
Святой источник преподобного Серафима Саровского.
Фото Максима ИВАНОВА, kan-eparhia.ru
Комментарии
Дмитрий КРАСНОВ:
“Чувашская митрополия обладает уникальными храмами и монастырями, однако существуют отраслевые стандарты, в которые епархии пока не так сильно погружены. Со стороны Минэкономразвития Чувашии мы готовы делиться программами, методиками, создавать маршруты, чтобы люди получали качественный туристский сервис и вносили свой посильный вклад в существование епархий”.
Митрополит САВВАТИЙ:
“Развивая паломнический туризм, мы можем знакомить людей с нашим краем и святынями, чтобы любой желающий смог приехать помолиться. Многие храмы и монастыри Чувашии являются уникальными памятниками зодчества и архитектуры. Надеюсь, совместно с Минэкономразвития нам удастся осуществить наши чаяния и развить внутренний паломнический туризм”.
На фото:
- Вид с колокольни на купола собора Троицы Живоначальной и Свято-Троицкий мужской монастырь.
- В 2009 году колокольня в Алатыре была признана самой высокой в России, выполненной в виде бетонного монолита. Ее высота 81,6 метра.
- Святой источник иконы Божией Матери “Живоносный источник” в местечке Каршлыхи. Спускаться к нему надо по длинной лестнице от монастыря.
- Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Акулево. Считается, что в 1833 году его посещал Александр Пушкин, проезжая через Чувашию.
- Тихвинский Богородичный Успенский монастырь — популярное место у паломников.
- В селе Малые Кибечи Канашского района несколько лет назад открыли деревянный храм Блаженной Матроны Московской. Он украшен фарфоровым иконостасом.
- Часовня “Лика” в Янтиковском районе, построенная в память о Лидии Руновой.
- Белоснежно-синяя деревянная церковь в селе Луцком Комсомольского района была построена еще в 1888 году. Закрывалась лишь в годы Великой Отечественной войны.
- Памятник святому Иоанну Крестителю в Абашевской пустыни.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати