Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Параллельная гарантия

0

Несмотря на то что параллельный импорт был разрешен только в мае, крупные торговые ассоциации уже выступили с предложением продлить разрешение и на 2023 год. Как отмечают в Ассоциации компаний интернет-торговли, процесс ухода зарубежных брендов с российского рынка продолжается, но их товары активно ввозятся в страну.

“Объем ввезенных в Россию товаров в рамках параллельного импорта с момента его запуска достиг почти 6,5 млрд долларов. К концу года, как ожидается, этот показатель может вырасти до 16 млрд долларов, — говорит глава Минпромторга Денис МАНТУРОВ. — Основной объем ввозимых по параллельному импорту товаров в настоящее время обеспечивают товары легкой промышленности, изделия из металлов и пластмасс, автомобильные запчасти, бытовая техника и электроника”.

  • Установлена ли гарантия на товары, ввезенные по параллельному импорту? Что делать, если купили товар, а он оказался с браком? Кто должен доказывать наличие недостатков — потребитель или продавец?
    Лариса Мартынова

В соответствии с законом о защите прав потребителей сам производитель, как и продавец, вправе устанавливать на товары гарантийные сроки. Но если гарантийный срок на товар не установлен, это не означает, что у потребителя при наличии каких-то претензий к товару отсутствует право обратиться с соответствующей претензией к продавцу и производителю, говорят в отделе Роскаче­ства по работе с гражданами и организациями.
В случае если продавец и производитель все-таки установили на товар гарантийный срок, то бремя доказывания возникновения недостатка в товаре либо каких-то отступлений от договора купли-продажи на этот товар возлагается на продавца и, соответ­ственно, производителя.
Если же гарантийный срок продавцом и производителем не определен, то потребитель в любом случае имеет право обратиться в пределах разумного срока, который установлен законом, а именно в течение двух лет. Но в данной ситуации тогда уже потребителю самому необходимо будет доказывать, что дефект либо недостаток товара возник до передачи его потребителю, то есть в процессе производства, перевозки, хранения либо реализации товара у продавца. То есть потребитель непричастен к дефекту, который возник в товаре, и на него уже будет ложиться вся процедура проведения экспертизы и установления причины возникновения дефекта.
По поводу товаров, которые ввезены по параллельному импорту, в настоящее время действуют те же нормы законодательства о защите прав потребителей. И у потребителя есть право обратиться к продавцу в течение двух лет, но здесь уже продавец будет определять, возьмет он на себя ответственность провести экспертизу товара и установить причину дефекта либо откажет в этом потребителю.
Российские продавцы будут брать на себя такую ответственность, в том числе если речь идет о технически сложных товарах бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки, у нас четко в законе это прописано. Соответственно, все потребители при возникновении каких-то вопросов к качеству товара могут обращаться к продавцу, добавляют эксперты.