Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Педагогический талант и стойкость характера

Почетный гражданин Новочебоксарска заслуженный учитель Чувашской АССР Дина Ивановна ПЕТРОВА.Педагогический талант и стойкость характера Почетный гражданин Новочебоксарска

Почетный гражданин Новочебоксарска заслуженный учитель Чувашской АССР Дина Ивановна ПЕТРОВА.

Лето 1955 года. Республиканский пионерский лагерь в Ельниковской школе. Дина Ивановна (слева) работала в лагере старшей пионервожатой.Педагогический талант и стойкость характера Почетный гражданин Новочебоксарска

Лето 1955 года. Республиканский пионерский лагерь в Ельниковской школе. Дина Ивановна (слева) работала в лагере старшей пионервожатой.

Дина Ивановна Петрова в годы директорства в школе № 6.   Фото из архива Д.ПетровойПедагогический талант и стойкость характера Почетный гражданин Новочебоксарска

Дина Ивановна Петрова в годы директорства в школе № 6. Фото из архива Д.Петровой


0

В биографии заслуженного учителя Чувашской АССР Дины ПЕТРОВОЙ немало интересных фактов и любопытных историй.
Девять лет назад мы публиковали интервью с ней. Поводом для новой встречи стало присвоение Дине Ивановне звания “Почетный гражданин Новочебоксарска”. Награждение состоялось на торжественном вечере в ДК “Химик”, посвященном дню рождения города, а спустя несколько дней Дина Ивановна появилась на пороге редакции. И начали мы разговор с истории города. Точнее, с фотографий, которые Дина Ивановна отыскала в своем семейном альбоме.

— Вот этот снимок сделан во дворе школы деревни Ельниково, — пояснила она. — Само здание, к сожалению, в кадр не вошло. А располагалось оно в районе нынешнего пересечения улиц Винокурова и Пионерской. Год на фото 1955-й. Я тогда была еще студенткой, тем летом работала старшей пионервожатой в лагере (на снимке крайняя слева. — Прим. авт.). На фото запечатлена либо утренняя, либо вечерняя линейка.

 

 

— А начинали вы свой путь школьного преподавателя в Яндашеве?
— Да, приехала сюда в 1956 году. Тогда в школе в основном работали учителя пенсионного и предпенсионного возраста, из молодых — я, мой муж Геннадий Петрович (он из этих мест родом) и историк Борис Вениаминович Борисов. Помню, месяц проходит, другой... Скучно. Жили тогда на квартире (снимали угол в частном доме), почти напротив сельского клуба. Решила организовать занятия, научить молодежь танцевать вальс. Стали собираться парни, девчата.
Тогда пришла идея создать драматический кружок. В нем я объединила старшеклассников Яндашевской школы и деревенскую молодежь. Стоит отметить, что до 1963 года, когда открылось здание школы № 20 Чебоксар (позже переименовали в школу № 1 Новочебоксарска), дети первостроителей — учащиеся 9 и 10 классов — ходили на занятия в Яндашевскую школу.
И вот поставили одну пьесу, другую... На представления стало собираться чуть ли не все село. Этого показалось мало. Председатель колхоза дал лошадей, стали выезжать на гастроли сначала в Анаткасин­скую семилетнюю школу, затем в Банновскую восьмилетку... Помню, зимой на санях едем выступать. Затем уже затемно возвращаемся.  
— Как сами стали жительницей Новочебоксарска?
— В 1965 году всех учащихся и учителей 8-10 классов Яндашевской школы перевели в только что построенную школу № 29 Чебоксар (потом переименована в школу № 2 Новочебоксарска). При переезде мы захватили оборудование для кабинетов химии, физики, два киноаппарата, магнитофон... Даже яблони, которые и по сей день растут на территории второй школы, пересажены из яндашевского школьного сада.
Нашей семье выделили квартиру в новостройке.
— Говорят, на свои уроки литературы в школе вы приглашали даже классиков современной литературы?
— Это действительно так. Например, чувашский драматург Николай Терентьев преподавал в вузе, где я училась, вел театральный кружок, поэтому с удовольствием откликнулся на приглашение. Николай Терентьевич удостоен звания народного писателя Чувашии, является заслуженным деятелем искусств Чувашской АССР, заслуженным работником культуры РСФСР. Приходили и другие известные персоны.
— И театральный кружок вы в школе тоже организовали?
— Да, и пригласила на репетиции так называемых трудновоспитуемых учащихся. Как ни странно, они пришли, и играть в школьном театре им понравилось. Они с удовольствием и пели, и плясали на сцене. Играли пусть не главные, но все же заметные роли. Потом этим опытом я делилась на городском и республиканском уровне, но, по-моему, школы им не воспользовались. Конечно, это очень трудно — брать ответ­ственность за подростков, стоящих на учете как склонные к правонарушениям. Но пока они по вечерам были на репетициях школьного театра, никаких правонарушений, конечно же, не совершали.     
— Многие ваши коллеги и ученики отмечают, что на своих уроках вы всегда использовали новаторские подходы: проводили уроки-диспуты, уроки-экскурсии, уроки-деловые игры... Расскажите, где черпали идеи?
— Я не люблю и никогда не любила однообразные уроки, когда изо дня в день, из года в год учитель идет по одной проторенной дорожке. Помню, в 1983 году меня назначили директором школы № 6, и пошла я к одной учительнице на урок русского языка. Она по возрасту была уже пенсионерка. Урок соответствовал всем методиче­ским требованиям, но мне не понравился. Было ощущение, что это урок молодого педагога, который только окончил институт и боится на дюйм отойти от написанного, вот и “шпарит” прямо по пособию. Вплоть до выполнения именно тех упражнений в учебнике, что указаны в книге.
— А какую альтернативу видели вы? Какие методики использовали?
— Это все были мои придумки. Взять урок-экскурсию. Благо Ельниковская роща от школы находится неподалеку. Заранее для каждого ученика на карточке готовила персональное задание. Например, обратить внимание на листья, как они опадают, как шумят на ветру, какие эпитеты можно подобрать для описания оттенков их расцветки и так далее. А потом самое сложное — по возвращении в класс написать на основе наблюдений письменный текст.
А по поводу идей... Я всегда выписывала много методической литературы. Знаменитый советский ученый, психолог Шалва Амонашвили буквально перевернул мое представление о педагогике. Ездила в Грузию, смотрела его уроки. Он любил работать с начальными классами. Позже, когда преподавала в институте усовершен­ствования учителей в Чебоксарах, активно использовала его методику, передавала ее учителям начальных классов.   
— Следующей заметной страницей вашей биографии была деятельность депутата. Расскажите об этом.
 — В начале 1990 года в Верховный Совет ЧАССР XII созыва баллотировался шеф моей школы — Леонид Сергеевич Шевницын. Тогда уже начался процесс демократизации, и по правилам в бюллетене следовало проставить не менее двух фамилий кандидатов. А никто соперничать с Шевницыным не хотел, так что второго кандидата все не находилось. Тогда в горкоме партии мне предложили выставить свою кандидатуру. На городском уровне я была депутатом трижды, однако и не думала о чем-то большем.
Так я стала кандидатом. Встречи с населением мы с Леонидом Сергеевичем проводили вместе. На них я честно говорила, что многие вопросы Шевницыну решить легче, чем мне. Он руководитель крупного промышленного гиганта, а я всего лишь педагог. Поэтому голосуйте за него. В результате за меня на несколько тысяч человек проголосовало больше.
— В годы, когда были депутатом Верховного Совета Чувашской АССР, вы возглавляли комиссию по науке, информатизации и народному образованию. Была ли эта комиссия предтечей современной информатизации и цифровизации?
— Вряд ли. Это были девяностые годы, самое начало, название комиссии подразумевало, что она курирует средства массовой информации. Помню, я в “Грани” приезжала какую-то жалобу разбирать. Однако гораздо чаще приходилось решать вопросы, связанные с зарплатой. Ее учителям не платили по 5-6 месяцев. Это было время сплошных митингов. Тяжелое время! Приходилось то и дело мотаться между Москвой и Чебоксарами в поисках денег.
— Как вы сегодня проводите время?
— За оханьем и аханьем (груст­но улыбается). За по­следние 10 лет схоронила обоих сыновей. Муж ушел еще раньше, так что самым близким человеком остается внучка. Приглашение на награждение и присвоение звания почетного гражданина города стало для меня неожиданностью.  

 

Комментарии

Игорь Иголкин, заместитель председателя НГСД: 
— Очень рад за своего первого и любимого классного руководителя, великолепного учителя русского языка и литературы Дину Ивановну Петрову. Ее высокопрофессиональные методы обучения оставили незабываемый след в моей жизни, значимость которого сегодня трудно переоценить.


Вера Вавилова, директор образовательного центра “Росток”: 
— Дина Ивановна пришла в нашу школу директором, а в наш класс учителем русского языка и литературы, и это событие стало переломным в моей судьбе. Ее уроки и она сама произвели на меня такое впечатление, что я выбрала стезю учителя. Поступила на филологический факультет, окончила его и 28 лет проработала в школе. Удивляют и восхищают не только ее педагогический талант, но и стойкость характера.

  • Почетный гражданин Новочебоксарска заслуженный учитель Чувашской АССР Дина Ивановна ПЕТРОВА.
  • Лето 1955 года. Республиканский пионерский лагерь в Ельниковской школе. Дина Ивановна (слева) работала в лагере старшей пионервожатой.
  • Дина Ивановна Петрова в годы директорства в школе № 6.   Фото из архива Д.Петровой