Репетиторство: pro и contra
О репетиторстве не принято говорить во всеуслышание. Родители школьников обычно не хотят, чтобы их чадо сочли неуспевающим, сами преподаватели чаще всего не оформляют никаких документов при проведении индивидуальных платных уроков. Все происходит с глазу на глаз по устной договоренности: после занятия репетитору вручают оговоренную сумму. “Грани” решили снять завесу тайны с этого явления и поговорить обо всем откровенно. Правда, имена некоторых участников пришлось изменить.
Оплаченная необходимость
Вера ВАВИЛОВА, директор гимназии № 6: По моему мнению, индивидуальные занятия уместны и оправданны только в двух случаях: когда нужно восполнить пробелы в знаниях (неважно, по какой причине возникшие — будь то болезнь или запущенная учеба) или когда к определенному сроку требуется показать максимально хорошие знания по предмету (например, подготовка к олимпиаде, где надо выйти за рамки учебной программы).
Но индивидуальные занятия не обязательно должны быть платными. Наем репетитора для того, чтобы школьник “хорошо учился”, это не просто родительские деньги, пущенные на ветер. Такой подход вредит образовательному процессу. Во-первых, родители снимают с себя ответственность и перекладывают ее на нанятого человека. Во-вторых, сам школьник перестает слушать учителя на уроке, ведь репетитор ему потом все разжует и напрягаться особо не нужно.
Алексей Николаевич, отец четвероклассницы: Уже во втором классе учительница английского предложила нам оплачивать дополнительные занятия после уроков. Брала по 50 рублей в час, приглашала в свой класс по субботам после уроков несколько отстающих, занималась с ними за деньги. Поскольку в будущем дочке предстоит сдавать ЕГЭ по английскому, мы согласились. Сами, включая дедушек и бабушек, в школе изучали немецкий, поэтому помочь с изучением другого языка не можем.
Сейчас и учительница сменилась, но вопрос о найме репетитора остается на повестке дня.
ЗА
Мария Ивановна, учитель с большим стажем репетиторства: Нагрузка в школе у меня достаточно большая — полторы ставки (27 уроков в неделю. — Прим. авт.). Учеников, с которыми занимаюсь индивидуально, скажем так, больше 10. Впрочем, число это не постоянно. Сразу скажу, это ученики не моей школы (со “своими” не занимаюсь), а со всего города. Поскольку у меня есть репутация, ко мне часто обращаются. Почему занимаюсь репетиторством? Помогаю своим детям оплачивать ипотеку.
Поводы для обращения бывают разные: подтянуть знания по языку, получить высокие баллы на ЕГЭ. К слову, чтобы быть в курсе всех появляющихся изменений в заданиях Единого госэкзамена, ежегодно сама решаю десятки тестов. Держу себя в тонусе. Бывает ли, что отказываюсь от ученика? Редко, но случается — если человек не заинтересован в учебе (мама заставляет) или обратился поздно. Последний раз это произошло, когда за месяц до испытания меня попросили научить писать сочинение.
В целом репетиторство позволяет исправить последствия чужого неправильного обучения в школе. В этом для себя не вижу ничего постыдного. Чехов на деньги от индивидуальных занятий семью содержал.
Против
Анастасия, недавняя выпускница вуза: Когда в старших классах я переходила из одной школы в другую, новая учительница математики сразу заявила, что мне понадобится репетитор. И отправила меня к своей, как я потом узнала, закадычной подруге, такой же учительнице математики.
Наталия ШИРШОВА, заместитель руководителя управляющего совета гимназии № 6: У меня в гимназии учатся сын и дочь. К помощи репетитора мы еще ни разу не прибегали, уверена, без нее можно обойтись. Учителя и так преподают хорошо. Сын говорит, что и к ЕГЭ подготовится сам, без репетитора.
Ирина РОМАНОВА, начальник отдела образования администрации Новочебоксарска: Крайне отрицательно отношусь к ситуациям, когда учитель свою же недоработку на уроке превращает в источник дополнительного дохода. Считаю это непрофессиональным и неэтичным со стороны педагога. Допускаю, когда школа предоставляет дополнительную платную образовательную услугу, но при этом все документы должны быть надлежащим образом оформлены.
А что думаете по этому поводу вы?
Кстати
Согласно исследованию “Репетиторство в Москве и Санкт-Петербурге в 2013-2014 учебном году” компании Repetit.Ru ситуация на рынке частного образования в столицах России выглядит следующим образом:
72% репетиторов имеют стаж преподавания менее 10 лет.
Для 55% репетиторов частная преподавательская деятельность является основным занятием, примерно по 10% их преподают в школе или вузе, 23% — студенты и аспиранты.
Основной возрастной категорией потребителей услуг являются школьники 5-10 классов (34% от всех потребителей услуг), взрослые (24%) и учащиеся 11 класса (16%).
Наибольшим спросом пользуются английский язык (27% всех заявок на поиск репетитора), математика (21%), русский язык (10%).
В Новочебоксарске за час занятия по математике и английскому языку спрашивают 300-400 рублей, в зависимости от возраста ученика.
Комментарии
Меня этот искусственно созданный институт репетиторства возмущает до глубины души. Полагаю, в каких-то отдельных частных случаях школьникам нужны подобные дополнительные внеклассные занятия. Но при таком масштабе репетиторства это нонсенс и симптом глубокой хронической болезни нашей системы образования. Зачем тогда она вообще нужна, если параллельно процветает еще одна образовательная индустрия?