Скорость или сервис? “Грани” изучили ситуацию с транспортным сообщением Чебоксары — Новочебоксарск
Автобусы большой вместимости стали настоящим подспорьем новочебоксарцам, которые едут утром в Чебоксары, а вечером обратно. Но только этого недостаточно, считают люди. Фото Екатерины Шваргиной
К сожалению, табло отражает график движения в основном городских маршрутов, единственное исключение — 101-й. Его нахождение на конечной (см. табло) не говорит пассажиру, через какое время транспорт прибудет на остановку.
Наше исследование показало, что автобусов средней вместимости на востребованном маршруте № 331 явно недостаточно. Маршрутки же заполняются битком задолго до остановки “Турист”. Фото Екатерины ШВАРГИНОЙ
К Главе Чувашии Олегу Николаеву неоднократно поступали обращения и просьбы наладить транспортное сообщение между Чебоксарами и Новочебоксарском, чтобы автобусов было достаточно, особенно в часы пик, и чтобы ходили они регулярно. И мы наглядно видим, что ситуация меняется к лучшему.
Так, в 2021 году, к примеру, на маршруте № 262 появились восемь автобусов среднего класса, а на 101 и 101-с — большого. Однако в то же самое время на других маршрутах все как будто замерло. И это мы увидели наглядно во время очередного рейда на новочебоксарские остановки в часы пик, который “Грани” провели вчера, 18 января.
Уехать в Чебоксары
Такое исследование и опрос пассажиров городская газета проводит далеко не впервые, с последнего раза прошло около полугода. Для изучения мы взяли несколько точек. И начали с конечной у “Сокола”.
Особенно долго здесь не ждет никто. Маршрутки и автобусы, следующие в Чебоксары, то и дело подъезжают, забирают людей. Два больших “Волгабуса” с номерами “32/101” и “101-с” подъехали практически одновременно в 7 часов 10 минут, но востребованы они не одинаково. Первый следует сначала через весь Новочебоксарск с многочисленными остановками, потом через все Чебоксары, поэтому у студентов и трудящихся, которым необходимо быстро добраться до места учебы или работы, он не особо популярен.
Другое дело “скорый”. В северо-западный район столицы он идет напрямую. Жительница Новочебоксарска Наталья, ожидавшая “скорый”, рассказала: “Приехала на конечную из Юракова. На новых больших автобусах ездить удобно, вот только с графиком не все ясно. Непонятно, придется ждать 10-15 минут или в два раза дольше”.
В нашем случае ждать пришлось 20 минут. Следующий “скорый” подошел в 7.30. На нем мы доехали до следующей востребованной остановки “Каблучок”. По дороге пассажиры активно делились с журналистами впечатлениями. Женщина по имени Роза высказала просьбу: “Продлите маршрут “скорого” до Ивановского микрорайона, у нас тоже много людей едут утром в Чебоксары, а вечером обратно”.
На “Каблучке” мы провели следующие 20 минут. Разговорились с несколькими пассажирами, и снова речь зашла о графике движения.
“К сожалению, информационные табло на остановках не отражают информации о межмуниципальных маршрутах, за исключением 101-го. Я жду “скорый”, — рассказала жительница Новочебоксарска Светлана. — Он удобен мне во всех отношениях. Обратно езжу рейсом в 20.10. Выхожу к этому времени на остановку в Чебоксарах”.
К разговору присоединяется еще одна женщина: “Можно установить в телефоне приложение, и оно будет показывать, где в данный момент находится автобус маршрута 101-с”. Достала телефон, открыла приложение: вот, сейчас автобус на остановке “Ул. Комсомольская”, значит, через пару минут будет на “Каблучке”.
Действительно, в 7.50 автобус появляется. Следующее наблюдение мы сделали на остановке “Дом правосудия” несколько минут спустя. На первый взгляд, все, как и раньше: пассажиры ловят попутки, чтобы уехать в Чебоксары. Ан нет, что-то изменилось. На горизонте появился большой 101-с, все тут же бросили голосовать и переместились на другую часть остановки. Сели в прибывший “скорый” и уехали.
Наконец, не обошли стороной мы и остановку “Турист”. И первое, что бросилось в глаза, — заполненный едва ли на четверть 101-й, ожидающий пассажиров. Но зафиксировали мы и пока еще сохраняющуюся проблему с маршрутом № 331. В подошедший битком забитый микроавтобус не смогла влезть горожанка Ольга: “Пытаюсь уехать в Чебоксары, но пока не получается. Про средние автобусы на 331-м маршруте я слышала, но пока они мне на пути не попадались”.
Слово министру
О ситуации с сообщением Чебоксары — Новочебоксарск рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Чувашии Владимир ОСИПОВ.
— “Прекрасная” была история с троллейбусом номер 100. Что с ним сейчас?
— На маршруте работали четыре единицы, этого, конечно, недостаточно. Требуется не меньше 20 единиц, чтобы трафик был плотный, с интервалом в пять минут. Пассажиры бы это видели и пользовались. Но финансовая возможность приобретения большего числа троллейбусов с увеличенным автономным ходом отсутствовала.
Тем не менее вопрос не снят с повестки, между городами такой троллейбус, по моему мнению, необходимо все-таки запустить. Электробусы были бы вообще идеальным вариантом. Однако быстро такие вопросы не решаются. В 2020 году удалось закупить 68 троллейбусов, а получили мы их полностью только в апреле 2021-го: 60 в Чебоксары и восемь Новочебоксарску, итого парк обновился на 30%. Новые троллейбусы экономичнее, на 35% меньше потребляют электроэнергии.
— Недавно прошел конкурс на организацию перевозок большими автобусами Чебоксары — Новочебоксарск. Увы, он признан несостоявшимся. Что произошло?
— Эта история началась несколько лет назад, когда обанкротился государственный перевозчик. Если до этого ситуацию можно было каким-то образом исправлять за счет его автопарка, то с уходом “Чувашавтотранса” исчезла и такая возможность. Поэтому с 2018 года ситуация стала ухудшаться. Не соблюдался интервал движения, автобусы ходили маленькие и переполненные, да и прекращали работу раньше графика.
В 2020 году было решено, что необходимо заново провести конкурс, и одним из условий этого конкурса обязательно должны стать автобусы среднего и большого класса. Такие перевозчики работали на городских маршрутах. Но вот в чем закавыка. Перевозчики, имевшие микроавтобусы, сдаваться не собирались, ведь можно было получать прибыль, не особенно вкладываясь в подвижной состав. Да и не хотелось им нести дополнительные затраты. Для понимания: выручка от перевозок пассажиров в 2021 году по маршрутам Чебоксары — Новочебоксарск в сумме превысила 404 млн рублей.
И они стали всячески препятствовать внедрению новшеств, а именно обжаловали наши конкурсы и предложения. Через УФАС, через арбитражи. Суды затянули процесс на целый год, с июля 2020 года до июля 2021-го. Однако мы все же провели конкурс по 101-с маршруту. Там всё прошло хорошо, был определен перевозчик, который выполнил все условия. Он в нужное время предоставил автобусы и 17 сентября 2021 года начал оказывать услуги по перевозке.
— Со следующими конкурсами на маршрутах № 270 и 234 вышла заминка?
— Да, их выиграли ИП Салмин и ООО “Автолидер”, в котором учредителем выступает тот же индивидуальный предприниматель. И вот что произошло. ИП Самлин стал победителем и в октябре 2021 года должен был предоставить автотранспорт большого-среднего класса, но не сделал этого. В итоге это право передали второму участнику, ООО “Автолидер”. Но и оно к назначенному сроку не предоставило автобусы нужного класса, сославшись на проволочки в оформлении сделки с лизинговой компанией.
И то же самое произошло с 234-м маршрутом. Комиссия выезжала, транспорт не соответствовал техническим требованиям. И в итоге по этим двум маршрутам Министерство транспорта было вынуждено признать конкурс несостоявшимся.
— Понесут ли перевозчики какую-либо ответственность за невыполнение условий?
— Мы, выполняя услуги перевозки, отталкиваемся от ФЗ № 220 и Закона Чувашской Республики № 48. В них санкции для нарушителей условий конкурса не предусмотрены. У нас нет возможности не допустить их к конкурсу в будущем. Если бы мы прекратили их свидетельство через суд, то в течение года они бы не могли принять участие. Но в данной ситуации нет.
— Что теперь?
— Как бы ни хотелось кому-то задержать или оттянуть неизбежное, мы все равно будем действовать в интересах пассажиров. В январе объявим новый конкурс. Пока же маршрут должен работать, и мы определили двух временных перевозчиков, которые согласно ФЗ № 222 будут работать в течение 180 дней. За это время мы должны провести конкурс, выявить победителя, провести обследование автотранспорта, который предоставят, и только после этого снова можем выдать свидетельство на перевозки и оказывать услуги по перевозке пассажиров.
От редакции
Сейчас Правительство Чувашии находится на развилке.
С одной стороны, Глава республики Олег Николаев не раз заявлял, что замена автопарка общественного транспорта необходима, и жители двух городов ждут больше вместительных автобусов. Потому просто сказать: извините, не получается — не вариант. Отсюда и желание еще раз провести конкурс по 234-му и 270-му маршрутам, а не пустить все на самотек с формулировкой “маршрутки же ходят”.
С другой стороны, тот же руководитель региона на прямой линии 24 декабря сказал, что появление единого государственного оператора перевозок, который заботился бы не только и не столько об извлечении прибыли из перевозок, но и выполнял важные для общества социальные функции, не исключено. Конечно, это может случиться не прямо завтра, но такая идея есть. Тогда контуры транспортного будущего становятся более очерченными. Тактически замена автопарка идти будет с участием коммерческих перевозчиков, только более ответственных в своих обещаниях. Стратегически же мы движемся к единой системе уже в рамках Чебоксарской агломерации, а не только с учетом потребностей двух крупнейших городов Чувашии.
Но это через какое-то время, а пока ждем больших автобусов на востребованных маршрутах и следим за развитием ситуации.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Похожие публикации
- Два миллиарда пассажиров — только начало
- СБП будет радовать жителей Чувашии скидками на проезд в троллейбусах до конца года
- Чувашия получила новую партию из 20 троллейбусов
- В Чебоксарах автобусный маршрут № 12 разделят на два новых
- Проезд в чебоксарских троллейбусах выгоднее c СБП
- Проезд с пользой: СБП делает поездки в чебоксарских троллейбусах выгоднее