Собирай портфолио смолоду...
На днях министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что сроки введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для основной (5-9-е классы) и старшей школы (10-11-е классы) могут быть отодвинуты. Например, в первом случае называется 2020 год вместо планировавшегося ранее 2015-го. Такова реакция федерального министерства на прокатившиеся по стране протесты... Но обо всем по порядку.
Для старшей школы
Шум вокруг проекта федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы начался с того, что один из интернет-пользователей обратился к Президенту РФ Дмитрию Медведеву, премьер-министру Владимиру Путину и председателю Госдумы Борису Грызлову с открытым письмом. В нем блогер обратил внимание на некоторые детали будущего стандарта.
Документ предполагает введение четырех обязательных предметов: ОБЖ, физкультура, новая дисциплина “Россия в мире” и выполнение учащимися индивидуального проекта. Все остальные предметы сгруппированы в шести областях. Разработчики стандарта предполагали, что учащиеся выберут в каждой области по одному предмету, однако в одной из областей разрешается и рекомендовано выбрать сразу два. Причем четыре предмета из выбранных семи старшеклассник будет изучать на базовом уровне, остальные на профильном, то есть углубленно.
Что же здесь не устраивает? А вот что. Если, например, ученик увлекается точными науками и выбрал для себя математику с геометрией, то из гуманитарных наук он сможет выбрать только русский язык, потому что ему предстоит сдавать обязательный ЕГЭ по данному предмету. В этом случае литература оказывается в пролете. То же самое может произойти, например, с историей, математикой или русским языком.
“Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, невыгодно объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина; объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого не говорит ни одна другая наука; объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни; объявлять предметом по выбору литературу, которая, собственно и формирует национальное самосознание...”.
В свое оправдание разработчики стандарта ссылаются на неудачно подобранные термины. Например, “обязательные предметы”. Физкультура, ОБЖ — не обязательные, а общие предметы. Они необходимы и физикам, и лирикам. Объем изучаемого материала в них четко определен. Смысл реформы был в том, чтобы дать самим старшеклассникам возможность выбора — изучать основные предметы на базовом или профильном уровнях...
Для начальной школы
Между тем уже с 1 сентября 2011 года вводятся ФГОС для начального звена. Процесс этот будет постепенным, займет следующие четыре года. О некоторых его особенностях рассказал старший методист городского Центра мониторинга и новых образовательных технологий Антон Ширшов.
“Новые стандарты утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года. В них в полной мере реализована идея развивающего обучения. Поэтому учителям начальных классов, работавшим по системе Л.Занкова, программе “Школа-2100” и другим аналогичным, перейти на новые стандарты труда не составит.
Что в них действительно нового? Во-первых, личностный подход в обучении. Если раньше прежде всего оценивался уровень знаний ученика, освоение им школьной программы, то теперь приоритетное значение получает личностное развитие школьника. Один из его критериев известен — составление учеником портфолио. В него должны войти все достижения и успехи учащегося за первые четыре года обучения. Каковы остальные критерии и что будет взято за основу, вскоре должны ответить сами школы. Именно им доверена разработка программы освоения федерального стандарта.
Во-вторых, в стандартах в полной мере реализована идея внеурочной деятельности учащихся. Ее включат в учебный план, в неделю на нее будет отведено 9-10 часов. Предусмотрено, что решение, чем именно станут заниматься дети, примут родители (так называемый социальный заказ общества). Скорее всего, школы предложат папам и мамам несколько вариантов. Конечно, какие-то вопросы неизбежно появятся в ходе внедрения стандартов, некоторые моменты еще предстоит отработать во время этого процесса. Поэтому хорошо, что в 2011 году данный вопрос затронет лишь первые классы.
А готовы ли учителя к нововведениям? С 24 по 29 января для педагогов школ № 1 по № 10 прошли занятия, посвященные ФГОС в начальном звене. С 14 по 19 февраля такие же пройдут для учителей школ № 11-20. Для участия в семинаре приглашаются преподаватели нынешних четвертых классов (те, кому предстоит набирать первоклашек) и заместители директоров, курирующие начальную школу”.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Комментарии