Что изменится в России с 1 сентября 2024 года

Трезво взгляните на жизнь

0

Взирая на нашу жизнь, на то, как меняются устои и возникают новые, неожиданные черты в наших характерах, хотелось бы заметить, что эти изменения противоречат христианской этике, по которой мы благополучно жили в годы атеизма.

Конечно, каждый волен жить по-своему и выживает как может, лишь бы прокормить семью и обеспечить детям полноценное бытие. Но тем самым мы творим новую жизнь, новые порядки, которые делают нашу (нашу!) жизнь невыносимой.
Я не знаю, что можно предпринять в глобальном масштабе. И нужно ли? Но в личном плане каждый человек в состоянии что-то сделать. Прежде всего, посмотреть трезво на свою жизнь и понять некоторые вещи. Понимание — это половина успеха, и духовная трезвость признана духовными отцами высшей христиан­ской добродетелью.
Посмотрите, как часто наши поступки не соответ­ствуют целям христианства. Мы говорим: “Каждый человек должен сам себя сделать”. Это правильно. Но какой ценой? Повысить плату за произведенный товар  — и пусть ближний голодает? Пожелать соседу, чтобы расстроилось его малое предприятие, ведь тогда
освободится ниша для вашего бизнеса и станет процветать ваше собственное дело? Можно еще оклеветать кого-либо в глазах началь­ства и тем самым освободить место для себя.
Честность потихоньку уступает место подлости при нашем к себе попустительстве. А чтобы не было стыдно перед собой, назовем это законом выживания.
Мы хотим все успеть: время — деньги. В христианстве учат не спешить и хоть минуту потратить на молитву, на мысль: надо ли мне это? То есть скоропалительные поступки не относятся к числу христианских добродетелей. Напротив, быстрое принятие решения приводит к игнорированию, например, интересов ближнего, законов духовной жизни. Человек становится для нас объектом, который нужно обойти, обогнать, устранить. Впадая в крайний эгоизм, мы повреждаем самих себя, свою жизнь.
От детей тоже требуем быстрого мышления. Если успевают в сжатые сроки что-то сделать — гордимся, не успевают — впадаем в уныние. Такие частые эмоциональные перепады расшатывают спокойное течение их жизни, а ведь ребенок лет 20 учится жить. И важно настроиться не на скорость, а на терпение, спокойствие, желание преодолеть соб­ственное неумение. К тому же, обгоняя другого, мы часто презираем его, убивая в нем любовь.
Слышим в рекламе: “Вы достойны этого!” (как правило, что-то иметь). В христианстве не принято оценивать свое достоинство. Наоборот, человек размышляет о том, соответствуют ли его поступки христианским нормам поведения, и понимает свое недостоинство.
Именно понимание толкает нас на то, чтобы стать лучше, добродетельнее. Что может родить мысль о соб­ственном превосход­стве? Благодушие там, где нас ждет опасность, остановку в духовном развитии, презрение к тем, кто не может иметь предлагаемые вещи.
И при этом забываем, что рекламная фраза всего лишь помогает кому-то продать товар, и не всегда качественный. А мы, теряя трезвость поведения, ломая свой бюджет, покупаем ненужные, слишком дорогие для нас вещи. Мы достойны чего? Отдать свои деньги в чужой кошелек? Не слишком ли простой способ убедиться в своем достоинстве?
Стало модно учиться управлять людьми и обеспечивать реализацию любых своих желаний. Но человек не автомобиль. Управление разрушает любовь. И навязанное желание лишает другого права иметь свое. Это новый способ ведения войны, мы ее сами развязали против “своих”. В такой гигантской пирамиде Мавроди выигрывают первые, остальные — в проигрыше. Любой начальник должен уметь организовать рабочий процесс, и все.  
Итак, за бортом у нас остаются все евангельские нормы поведения. А Господь призывает к справедливости и милосердию к нищим, убогим, вдовам, сиротам и странникам, к тем, кто несправедливо осужден: “Не делай ближнему того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе”, “Нет выше подвига, чем отдать жизнь за други своя”, “Возлюби ближнего своего”. Мы же дошли до того, что народную мудрость “На чужом горе счастье не растет” считаем глупым суеверием.
В Евангелии не сказано: “Возлюби всех”. Те, кто меняет мир на наших глазах, думают, что они это делают из любви к человечеству. Но из такого чувства вырастает ненависть к тем, кто мешает построению нового, лучшего мира. Нищие, престарелые, больные становятся лишними.
Возникают идеи о сокращении рождаемости, о счастье нецеломудрия. Появляются генно-модифицированные продукты, чтобы повысить урожайность и накормить всех. И даже атомные бомбы сбросили на Хиросиму из той же ложной любви ко всем: надо любой ценой остановить конкурента, чтобы тот не погубил мир, любовь и прогресс.
Вы вправе думать, что христианство устарело, не приводит к успеху. Но если вспомнить забытую ныне цель любого обучения — адекватное отношение к окружающему миру? Знания дают возможность не попасть в беду (не ходить под сосульками, всегда падающими вниз; не смотреть с восторгом на цунами, а уносить от него ноги подальше), а также иметь более интересную, развивающую нас работу и жизнь.
Так и соблюдение духовных законов помогает не повредить своей душе, развиваться в рамках системы христианских ценностей, создавая базу для той жизни, что следует после умирания тела.
Не пора ли подумать о качестве нашей жизни, а не о сиюминутном успехе? О том, что каждый из нас рано или поздно предстанет пред Богом, а там иные законы, которые ни в какие времена не меняются.  

 

С уважением, Ирина ПИНЧУК