Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Un italiano vero! Завершился XXVIII Международный оперный фестиваль им. М.Д.Михайлова

Итальянский темперамент и широту русской души продемонстрировали солисты и наш дирижер Сергей Кисс  на концерте басов. Фото Сергея МихайловаUn italiano vero! Завершился XXVIII Международный оперный фестиваль им. М.Д.Михайлова XXVIII Международный оперный фестиваль

Итальянский темперамент и широту русской души продемонстрировали солисты и наш дирижер Сергей Кисс на концерте басов. Фото Сергея Михайлова

За дирижерским пультом — настоящий итальянец, профессор, импресарио Леонардо Куадрини. Un italiano vero! Завершился XXVIII Международный оперный фестиваль им. М.Д.Михайлова XXVIII Международный оперный фестиваль

За дирижерским пультом — настоящий итальянец, профессор, импресарио Леонардо Куадрини.

Поклон и улыбки для публики. Тепло принял зал итальянских Дездемону и Отелло — Россану Потенца и Фабио Андреотти и маэстро Леонардо Куадрини (в центре). Un italiano vero! Завершился XXVIII Международный оперный фестиваль им. М.Д.Михайлова XXVIII Международный оперный фестиваль

Поклон и улыбки для публики. Тепло принял зал итальянских Дездемону и Отелло — Россану Потенца и Фабио Андреотти и маэстро Леонардо Куадрини (в центре).

Сцены из спектаклей “Дон Паскуале”... Un italiano vero! Завершился XXVIII Международный оперный фестиваль им. М.Д.Михайлова XXVIII Международный оперный фестиваль

Сцены из спектаклей “Дон Паскуале”...

...и “Севильский цирюльник”. Un italiano vero! Завершился XXVIII Международный оперный фестиваль им. М.Д.Михайлова XXVIII Международный оперный фестиваль

...и “Севильский цирюльник”.

Лучшие голоса московских театров выступили на гала-концерте оперного фестиваля. Фото Сергея МИХАЙЛОВАUn italiano vero! Завершился XXVIII Международный оперный фестиваль им. М.Д.Михайлова XXVIII Международный оперный фестиваль

Лучшие голоса московских театров выступили на гала-концерте оперного фестиваля. Фото Сергея МИХАЙЛОВА


0

2 декабря гала-концертом завершился в Чебоксарах XXVIII Международный оперный фестиваль им. М.Д.Михайлова.

Две недели на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета торжествовала опера. Она возвышала и вдохновляла, были открытия, восторженные крики “Браво!” и долгие аплодисменты, а также разочарования. В этот раз, как никогда в прежние годы, околофестивальные новости даже превзошли оперные.
Маэстро и его оркестр
Задумка организаторов пригласить на спектакли итальянских дирижеров удалась. Особенно  был хорош маэстро Леонардо Куадрини, руководивший “Отелло”. О его стиле дирижирования, пожалуй, лучше всех сказала моя коллега Рита Кириллова: “Маэстро Леонардо Куадрини в “Отелло”, кажется, переиграл всех. Буквально вытягивал из оркестра и хора всю мощь Верди соб­ственными руками, как фокусник. И преуспел”.
А мне совершенно случайно удалось поменять свое место в 12-м ряду на кресло в первом, в двух шагах от оркестровой ямы, и таким образом оказаться полностью погруженной в итальянские страсти. Пока Фабио Андреотти и Россана Потенца привыкали к сцене, маэстро виртуозно “общался”  с музыкантами: то он подпевал трубе “та-та-та-та”, то всем телом бросался в сторону ударных.
Было ощущение, что он сам весь дирижерская палочка, только живая и пропитанная энергией. При этом лицо дирижера было всегда сосредоточенным. Он не позволял себе перетянуть внимание публики, хотя временами из оркестровой ямы было слышно, как он тянет высокие ноты вместе с главными героями. Андреотти и Потенца, в  первой части выглядевшим немного растерянными на сцене, помощь и поддержка маэстро были не лишними.
Фабио Андреотти в роли Отелло выглядел мощно, Россана Потенца в образе Дездемоны была нежна. Пели они красиво, но страсти в этот раз все же выдал наш оркестр, и было это прекрасно. Глядя на энергичного и страстного маэстро, я вспоминала только одно: “Un italiano vero” (он настоящий итальянец — строчка из песни Тото Кутуньо).
На фоне итальянского бельканто удивительно хорош был наш Иван Николаев в роли Яго. И это притом что еще не ушло в небытие выступление Александра Краснова из Екатеринбурга на сцене чувашского театра, чей Яго в оперном мире считается лучшим.
Молодой дирижер Вальво Коррадо выступил дирижером на спектакле “Дон Паскуале”, а опытный Массимо Теста — в “Севильском цирюльнике”.

Не все то бельканто, что итальянское
Что касается “Севильского цирюльника”, то на него наша публика возлагала большие надежды. Вечер, судя по программе, обещал быть интересным, а спектакль аутентичным. Почти все главные партии в нем исполнялись итальянцами. Публика ожидала легкого спектакля с хорошим пением.
Но уже на следующее утро социальные сети запестрели недоуменными постами от простых вопросов “Что это было?” до изысканных и язвительных умозаключений: “Не все то бельканто, что итальянское”.
“Россини был хорош, а вот итальянский Фигаро разрушил все очарование оперы напрочь, — пишет зрительница, которая из всей фестивальной программы выбрала именно “Севильского цирюльника”. — Неспешный, экономящий жесты и голос. Ни живости, ни экспансивности — вообще никакой Фигаро. На его фоне живчиком был граф Альмавива (Дамир Садуахасов из Казахстана), и пышечка Розина (Беатриче Амато) смотрелась неплохо. Но истории не получилось. Тихонько зевалось, хотелось домой”.
Зато не подвел меломанов “Концерт басов”, проект продюсера Дмитрия Сибирцева. Это имя хорошо известно любителям и ценителям хорошей музыки и голосов. С успехом прошли в прошлом году “Тенора XXI века” в рамках оперного фестиваля.
В этот раз зрителей порадовали солисты Большого театра России, московского театра “Новая опера” имени Е.В.Колобова, музыкального театра “Геликон-опера” Отар Кунчулиа, Алексей Прокопьев, Алексей Антонов, Михаил Гужов и Дмитрий Скориков, исполнив арии и фрагменты из опер русских и зарубежных композиторов, а также народные песни. В завершение концертной программы ансамбль басов исполнил русскую народную песню “Вдоль по Питерской”, сорвав бурные аплодисменты зала.

Последний обладатель знаменитого баса
Околофестивальная жизнь за эти две недели оказалась, пожалуй, более насыщенной. В первый же вечер открытия оперного фестиваля, 21 ноября, до Чебоксар дошла новость о смерти внука Максима Дормидонтовича, бывшего солиста Большого театра Максима Михайлова. Зрители увидели его видеообращение к участникам оперного фестиваля.
Максим Михайлов был одним из тех, кто начинал оперный фестиваль в Чебоксарах. Его вклад в развитие оперного искусства республики огромен. В наследство от своего отца, тоже солиста Большого театра, а также деда Максима Дормидонтовича он получил уникальный бас. По стопам деда и отца в 1987 году пришел в Большой театр после окончания Гнесинки. Он исполнял ведущие партии в операх “Дон Жуан”, “Свадьба Фигаро”, “Макбет”, “Фауст”, “Иван Сусанин”. Успешно гастролировал, выступал в театрах “Ла Скала”, “Ковент-Гарден”, “Метрополитен-опера”, Парижской национальной опере.
Максиму Михайлову было всего 56 лет.

Первые в Италии и заслуженные в России
Случились и приятные события. Солистка Чувашского государственного театра оперы и балета Маргарита Финогентова в итальянском Салерно завоевала I премию на Международном конкурсе вокалистов им. Изабеллы Кольбран Россини.
В грандиозном состязании, посвященном знаменитой оперной диве и супруге композитора Джоаккино Россини, приняли участие более 60 вокалистов из Америки, Европы и Азии. После трех сложнейших этапов жюри выбрало лучших. Любимица нашей публики настолько приглянулась зарубежным знатокам вокального искусства, что была также удостоена специальной премии музыкальных критиков.
А 27 ноября в Нижнем Новгороде полномочный представитель Президента РФ в ПФО Игорь Комаров поздравил главного дирижера театра Ольгу Нестерову с присвоением почетного звания “Заслуженный артист Российской Федерации” за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность.

  • Итальянский темперамент и широту русской души продемонстрировали солисты и наш дирижер Сергей Кисс  на концерте басов. Фото Сергея Михайлова
  • За дирижерским пультом — настоящий итальянец, профессор, импресарио Леонардо Куадрини.
  • Поклон и улыбки для публики. Тепло принял зал итальянских Дездемону и Отелло — Россану Потенца и Фабио Андреотти и маэстро Леонардо Куадрини (в центре).
  • Сцены из спектаклей “Дон Паскуале”...
  • ...и “Севильский цирюльник”.
  • Лучшие голоса московских театров выступили на гала-концерте оперного фестиваля. Фото Сергея МИХАЙЛОВА
Фотогалерея XXVIII Международный оперный фестиваль им. М.Д.Михайлова