Un italiano vero! Завершился XXVIII Международный оперный фестиваль им. М.Д.Михайлова
Итальянский темперамент и широту русской души продемонстрировали солисты и наш дирижер Сергей Кисс на концерте басов. Фото Сергея Михайлова
Поклон и улыбки для публики. Тепло принял зал итальянских Дездемону и Отелло — Россану Потенца и Фабио Андреотти и маэстро Леонардо Куадрини (в центре).
Лучшие голоса московских театров выступили на гала-концерте оперного фестиваля. Фото Сергея МИХАЙЛОВА
2 декабря гала-концертом завершился в Чебоксарах XXVIII Международный оперный фестиваль им. М.Д.Михайлова.
Две недели на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета торжествовала опера. Она возвышала и вдохновляла, были открытия, восторженные крики “Браво!” и долгие аплодисменты, а также разочарования. В этот раз, как никогда в прежние годы, околофестивальные новости даже превзошли оперные.
Маэстро и его оркестр
Задумка организаторов пригласить на спектакли итальянских дирижеров удалась. Особенно был хорош маэстро Леонардо Куадрини, руководивший “Отелло”. О его стиле дирижирования, пожалуй, лучше всех сказала моя коллега Рита Кириллова: “Маэстро Леонардо Куадрини в “Отелло”, кажется, переиграл всех. Буквально вытягивал из оркестра и хора всю мощь Верди собственными руками, как фокусник. И преуспел”.
А мне совершенно случайно удалось поменять свое место в 12-м ряду на кресло в первом, в двух шагах от оркестровой ямы, и таким образом оказаться полностью погруженной в итальянские страсти. Пока Фабио Андреотти и Россана Потенца привыкали к сцене, маэстро виртуозно “общался” с музыкантами: то он подпевал трубе “та-та-та-та”, то всем телом бросался в сторону ударных.
Было ощущение, что он сам весь дирижерская палочка, только живая и пропитанная энергией. При этом лицо дирижера было всегда сосредоточенным. Он не позволял себе перетянуть внимание публики, хотя временами из оркестровой ямы было слышно, как он тянет высокие ноты вместе с главными героями. Андреотти и Потенца, в первой части выглядевшим немного растерянными на сцене, помощь и поддержка маэстро были не лишними.
Фабио Андреотти в роли Отелло выглядел мощно, Россана Потенца в образе Дездемоны была нежна. Пели они красиво, но страсти в этот раз все же выдал наш оркестр, и было это прекрасно. Глядя на энергичного и страстного маэстро, я вспоминала только одно: “Un italiano vero” (он настоящий итальянец — строчка из песни Тото Кутуньо).
На фоне итальянского бельканто удивительно хорош был наш Иван Николаев в роли Яго. И это притом что еще не ушло в небытие выступление Александра Краснова из Екатеринбурга на сцене чувашского театра, чей Яго в оперном мире считается лучшим.
Молодой дирижер Вальво Коррадо выступил дирижером на спектакле “Дон Паскуале”, а опытный Массимо Теста — в “Севильском цирюльнике”.
Не все то бельканто, что итальянское
Что касается “Севильского цирюльника”, то на него наша публика возлагала большие надежды. Вечер, судя по программе, обещал быть интересным, а спектакль аутентичным. Почти все главные партии в нем исполнялись итальянцами. Публика ожидала легкого спектакля с хорошим пением.
Но уже на следующее утро социальные сети запестрели недоуменными постами от простых вопросов “Что это было?” до изысканных и язвительных умозаключений: “Не все то бельканто, что итальянское”.
“Россини был хорош, а вот итальянский Фигаро разрушил все очарование оперы напрочь, — пишет зрительница, которая из всей фестивальной программы выбрала именно “Севильского цирюльника”. — Неспешный, экономящий жесты и голос. Ни живости, ни экспансивности — вообще никакой Фигаро. На его фоне живчиком был граф Альмавива (Дамир Садуахасов из Казахстана), и пышечка Розина (Беатриче Амато) смотрелась неплохо. Но истории не получилось. Тихонько зевалось, хотелось домой”.
Зато не подвел меломанов “Концерт басов”, проект продюсера Дмитрия Сибирцева. Это имя хорошо известно любителям и ценителям хорошей музыки и голосов. С успехом прошли в прошлом году “Тенора XXI века” в рамках оперного фестиваля.
В этот раз зрителей порадовали солисты Большого театра России, московского театра “Новая опера” имени Е.В.Колобова, музыкального театра “Геликон-опера” Отар Кунчулиа, Алексей Прокопьев, Алексей Антонов, Михаил Гужов и Дмитрий Скориков, исполнив арии и фрагменты из опер русских и зарубежных композиторов, а также народные песни. В завершение концертной программы ансамбль басов исполнил русскую народную песню “Вдоль по Питерской”, сорвав бурные аплодисменты зала.
Последний обладатель знаменитого баса
Околофестивальная жизнь за эти две недели оказалась, пожалуй, более насыщенной. В первый же вечер открытия оперного фестиваля, 21 ноября, до Чебоксар дошла новость о смерти внука Максима Дормидонтовича, бывшего солиста Большого театра Максима Михайлова. Зрители увидели его видеообращение к участникам оперного фестиваля.
Максим Михайлов был одним из тех, кто начинал оперный фестиваль в Чебоксарах. Его вклад в развитие оперного искусства республики огромен. В наследство от своего отца, тоже солиста Большого театра, а также деда Максима Дормидонтовича он получил уникальный бас. По стопам деда и отца в 1987 году пришел в Большой театр после окончания Гнесинки. Он исполнял ведущие партии в операх “Дон Жуан”, “Свадьба Фигаро”, “Макбет”, “Фауст”, “Иван Сусанин”. Успешно гастролировал, выступал в театрах “Ла Скала”, “Ковент-Гарден”, “Метрополитен-опера”, Парижской национальной опере.
Максиму Михайлову было всего 56 лет.
Первые в Италии и заслуженные в России
Случились и приятные события. Солистка Чувашского государственного театра оперы и балета Маргарита Финогентова в итальянском Салерно завоевала I премию на Международном конкурсе вокалистов им. Изабеллы Кольбран Россини.
В грандиозном состязании, посвященном знаменитой оперной диве и супруге композитора Джоаккино Россини, приняли участие более 60 вокалистов из Америки, Европы и Азии. После трех сложнейших этапов жюри выбрало лучших. Любимица нашей публики настолько приглянулась зарубежным знатокам вокального искусства, что была также удостоена специальной премии музыкальных критиков.
А 27 ноября в Нижнем Новгороде полномочный представитель Президента РФ в ПФО Игорь Комаров поздравил главного дирижера театра Ольгу Нестерову с присвоением почетного звания “Заслуженный артист Российской Федерации” за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати