Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Воспитать зрителя. Вчера завершился XV Чебоксарский международный кинофестиваль

Кадр из фильма “Совесть”Воспитать зрителя. Вчера завершился XV Чебоксарский международный кинофестиваль XV Чебоксарский международный кинофестиваль

Кадр из фильма “Совесть”

Кадры из фильма “Ыт”.Воспитать зрителя. Вчера завершился XV Чебоксарский международный кинофестиваль XV Чебоксарский международный кинофестиваль

Кадры из фильма “Ыт”.

Кадры из фильма “Ыт”.Воспитать зрителя. Вчера завершился XV Чебоксарский международный кинофестиваль XV Чебоксарский международный кинофестиваль

Кадры из фильма “Ыт”.

Владимир АлександровВоспитать зрителя. Вчера завершился XV Чебоксарский международный кинофестиваль XV Чебоксарский международный кинофестиваль

Владимир Александров

Ирина МитрофановаВоспитать зрителя. Вчера завершился XV Чебоксарский международный кинофестиваль XV Чебоксарский международный кинофестиваль

Ирина Митрофанова


0

На новочебоксарском экране ДК “Химик” за четыре дня кинофестиваля показали четыре фильма конкурсной программы игрового кино: “Совесть”, “Ыт”, “Должник” и “Звезды мне укажут путь”. Посмотрев первые два из них, кстати, зарекомендовавшие себя на других кинофестивалях, я задумалась: а какого же зрителя воспитывают режиссеры?

На Шанхайском кинофестивале в 2021 году “Совесть” Алексея Козлова завоевала три “Золотых кубка”: за выдающиеся художе­ственные достижения, операторскую работу и сценарий. Фильм действительно заслуживает самых высоких похвал по этим критериям.

Прекрасно воссоздано время двадцатых годов прошлого века: коммуналки, старые улицы Петербурга, ретроавтомобили, одежда и предметы интерьера. Хорошая операторская работа Вячеслава Тюрина и проработанный сценарий. Лишние сцены отсутствуют: фильм построен на монологах и диалогах. До мелочи продуманы реплики, обыграны детали.

Как точно подметила зритель Галина, фильм напоминает роман Федора Достоевского “Преступление и наказание” своими внутренними переживаниями, размышлениями главного героя, обстановкой.

В основе сюжета “Совести” история побега из тюрьмы петроградского налетчика Леньки Пантелеева. Но главный герой — следователь и преподаватель права Борис Летуш. Это он выпускает на свободу преступника ради, на его взгляд, благой цели. Не сознается в содеянном, чтобы найти убийцу брата. А в конце фильма идет против своих же устоев: “Преступник должен быть наказан, но только при безусловном доказательстве его вины. Правосудие – это не право судить, а правильный, справедливый суд”. Он идет на сделку со своей совестью, мучается сомнениями, что хорошо, а что плохо. Впрочем, как и сам зритель. А можно ли однозначно говорить о совести, о добре и зле, когда в стране наступает период смены власти и формирования нового уклада жизни?

“Счастливый ли конец у этой истории?” — вопрос, который вытекает из множества других. Добился ли Борис Летуш правосудия? Является ли Пантелеев убийцей его брата, если доказательств не обнаружено? А что станет с единственным определенно положительным персонажем — девочкой Марго, которая потеряла всех родных? Порой ответы на вопросы мы не можем найти и в жизни. И говорить об обязанности режиссера подарить зрителю надежду здесь не приходится.

 “Сложный психологический фильм. Очень тяжело смотреть”, — признавались зрители, выходя из зала.

Якутский фильм Степана Бурнашева и Дмитрия Давыдова “Ыт” состоит из семи историй о деревенских жителях. Одна из них — героическая. Глава деревни жертвует собой, идет на риск и с помощью хитрости спасает семью от обезумевшего сына, который держит всех на мушке. Превосходная игра актера Анатолия Стручкова, сочетающая в себе наигранную уверенность, волнение и страх. Как позже я узнала, это реальный случай из жизни отца режиссера Степана Бурнашева. Еще одна история — забавная. Супружеская пара ссорится из-за выборов в местной администрации: не могут решить, кто из кандидатов лучше.

Остальные пять историй слишком реалистичны, чтобы дать им оценку. Ребенок дает поиграть другу отцовское ружье, охотники не поделили добычу, один построил туалет возле соседского огорода, другой потерял крупную сумму денег — незначительные, казалось бы, конфликты, которые приводят к ужасным последствиям, вплоть до убийства. Подобные случаи случаются и в реальной жизни.

Режиссеры не только показывают трагикомизм ситуации, но и заставляют зрителя задуматься о послед­ствиях необоснованной вспыльчивости и необдуманных поступков — вместо концовки после каждого эпизода возникает черный экран. Оптимисты будут надеяться на удачу: что машина без тормозов не врезалась в грузовик, что стрелок промахнулся, что пострадавший выжил… Но реалисты скажут: “Такова жизнь. Только нам решать исход подобных конфликтов”.

Не все смогли принять такой финал. Возможно, поэтому некоторые зрители вставали и покидали зал посреди фильма. А ведь их было не так много, я насчитала 29 человек (в первый день вообще 18). Лишь единицы смогли получить важные уроки на кинофестивале, посмотреть на жизнь под другим углом, воспитать в себе не только хорошего кинозрителя, но и достойного человека.

Владимир Александров:

— Я прочитал аннотацию к фильму “Совесть”. Знал, на что шел. Не разочарован. Я люблю российские фильмы. Каждый год хожу на показы фестивальных фильмов.

Ирина Митрофанова:

— Кинофестиваль жду с нетерпением. Благодаря любимой газете “Грани” узнаю программу и посещаю все интересные мне мероприятия. Была на открытии, где выступали Ольга Кабо и Нина Шацкая. До сих пор под впечатлением. Фильм “Ыт” тоже понравился. Всегда что-то интересное показывают. И нынешний кинофестиваль не стал исключением.


















  • Кадр из фильма “Совесть”
  • Кадры из фильма “Ыт”.
  • Кадры из фильма “Ыт”.
  • Владимир Александров
  • Ирина Митрофанова