Выбор сейчас — успех в будущем. Председатель новочебоксарского Союза попечителей образования и культуры Сергей Михеев о профориентации
НХМТ готовит специалистов в рамках договора с ООО “НПП “Спектр”. Многие выпускники химтехникума сегодня занимают руководящие должности и ни на минуту не жалеют о своем выборе.
По данным Атласа новых профессий, созданного Агентством стратегических инициатив совместно с инновационным центром “Сколково”, к 2030 году появятся 186 новых профессий и исчезнут 57. Даже такие вроде бы вечные специальности, как врач и учитель, меняются под влиянием бурного развития технологий. Как в таком многообразии ребенку сделать выбор, чем заниматься в будущем? Как родителям помочь своим детям определиться с будущей профессией? И как понять, какие знания и навыки будут актуальны к моменту, когда он начнет работать? На эти и другие вопросы нам ответил председатель новочебоксарского Союза попечителей образования и культуры Сергей МИХЕЕВ.
Дорогие новочебоксарцы!
Сердечно поздравляю вас с наступающими праздниками — Новым годом и Рождеством!
Предновогоднее время — особенное. В последние мгновения уходящего года мы не только оглядываемся назад, оценивая свои достижения, но и смотрим с надеждой в будущее.
Безусловно, 2021-й был богат на события. Он оказался не самым простым для нас всех. Но вместе с испытаниями принес и новый опыт, позволил открыть новые горизонты, проявить себя.
Новый год традиционно считается семейным праздником. И я желаю вам встретить его в кругу родных и близких людей, чтобы еще раз всем вместе вспомнить о тех ярких и радостных моментах, которые он подарил, о тех событиях и поступках, которые сделали нас лучше. У каждого из нас есть мечта и большое стремление ее исполнить. Желаю, чтобы нам хватило сил, упорства, терпения, оптимизма для ее осуществления.
И пусть новый 2022 год будет щедрым на радостные события, оправдает самые смелые ожидания и принесет счастье и удачу, мир и благополучие в каждую семью.
Желаю вам крепкого здоровья, оптимизма и, конечно, незабываемых новогодних впечатлений!
Председатель Союза попечителей образования и культуры г. Новочебоксарска, заслуженный промышленник Чувашии Сергей МИХЕЕВ
Факультет “случайный”
— Сергей Петрович, как, на ваш взгляд, обстоят дела у современных подростков с пониманием, кем они хотят быть?
— Мы, родители, в последнее время наблюдаем у наших детей отсутствие готовности к профессиональному самоопределению. И к сожалению, по нашим наблюдениям, около 70% детей – выпускников школ такой готовностью не обладают. Они не очень представляют себе рынок труда и то, как устроено профессиональное образование, плохо знают саму суть профессий.
Зачастую профессиональное образование выбирают по случайным причинам: друзья пошли, и я за компанию, либо по желанию родителей, а вот полноценный выбор происходит уже после окончания ссуза или вуза. Мы с педагогами, родителями Новочебоксарска считаем, что все должно быть наоборот: сначала молодой человек определяется, зачем ему это образование, и только потом развивается в данном направлении.
— В чем, по-вашему, причина этой проблемы?
— Иногда среднее образование не в полном объеме способствует профессиональному самоопределению ребенка. Есть, допустим, в школе химия, и, помимо знаний непосредственно по предмету, ученик должен понимать, в каких профессиях химия нужна, где она применяется. А насколько этот подход реализуется на практике? Пока, к сожалению, частично. Но в эту сторону надо двигаться. Помимо учебных предметов нашим детям нужны отдельные специальные занятия, которые помогали бы им с выбором. И такая методика не должна становиться чем-то факультативным: хочешь — используешь, хочешь — нет. Общественный совет постоянно предлагает введение таких мер и здесь не обойтись без серьезных законодательных изменений в вопросе профессиональной ориентации наших детей.
— То есть главное — нащупать, к чему у ребенка склонность?
— Да. Профориентация — это “верхний этаж” профессионального самоопределения. А строить здание нужно с фундамента, то есть с раннего возраста, когда закладываются предпосылки профессиональной успешности. Можно приказать заниматься профориентацией в начальной школе или в детском саду, но профориентация ранней не может быть по определению. В каждом возрасте есть свои возрастные задачи, требующие особых подходов и методов. Если мы пригоним к детскому саду пожарную машину и дадим дошкольникам каски, мы можем отчитаться о ранней профориентации, но это действо вряд ли в будущем приблизит детей к осознанному и реалистичному выбору профессии.
В 8-9 классах уже должен появиться фокус, нацеленность на профессиональное образование, то есть перед ребенком должен стоять вызов: сделать конкретный выбор. В тесном союзе с педагогами, который у нас налажен, мы помогаем детям определиться.
Кстати, уже на протяжении многих лет на научно-производственном предприятии “Спектр” проводятся ознакомительные экскурсии, профориентационные мероприятия. Скажем так: мы знакомим заинтересованных в химии детей с перспективой работы на лакокрасочном предприятии. Многие потом приходят к нам работать.
Вырастешь — поймешь
— У родителей выпускников возникает множество вопросов насчет образования. Что нужно учитывать при выборе вуза или ссуза?
— Если ребенок полностью полагается на выбор родителей, то мамам и папам необходимо оценить его способности. Или ищем талант, обеспечиваем взлет, или стараемся найти устойчивый, надежный сценарий: чтобы не пропал.
Также нужно интуитивно понять, какой способ работы с ребенком надо поддерживать. Есть дети, которым под силу школы с перегруженной программой. Но есть и те, кто к этому не предрасположен: им интересны конкретные области знаний, в которые они готовы погружаться, может быть, чуть медленнее и вдумчивее.
Даже при выборе обычной школы родителям стоит задуматься, какому учителю начальных классов отдать ребенка. Строгому, который будет прививать ребенку системность и трудолюбие, или молодому, трепетному педагогу, который будет создавать для ученика индивидуальную мотивацию, поддерживающую теплую атмосферу.
— На что еще нужно обращать внимание, выбирая вуз для ребенка?
— Есть дети, у которых выбор профессии случается в начальной школе, при условии рано проявившихся способностей. У большинства они начнут проявляться в классе, скажем, седьмом, когда произойдет разделение по предметам. После какая-то часть детей начинает выбирать свой профиль. Задача семьи — дополнять то, что дают учителя, поддерживать уже не разнообразие направлений, а разнообразие видов опыта.
Дальше ребенка необходимо ориентировать. Особенно это важно в 9-м классе, когда надо либо выбирать профильное направление, либо идти к репетиторам, либо продолжать настойчивую работу над проявлением интересов, пока не щелкнет. В идеале это должно случиться до того, как начнется прямая подготовка к поступлению в вуз.
Хочешь быть лучшим — будь
— Сейчас стало модным стремиться уехать в большой город. Многие студенты считают, что зарплата там выше, возможностей больше, да и вообще в Новочебоксарске “ловить” нечего.
— Абсолютно не согласен. Новочебоксарск — город химиков, бурно развивающейся промышленности. Почти каждая новочебоксарская семья так или иначе связана с химией. Многие предприятия Чувашии ничем не уступают аналогичным производствам по всей России. Будь то зарплата, условия труда или возможность карьерного роста.
Сегодня приятно осознавать, что республика переломила ситуацию с выбором вуза, и большинство новочебоксарских детей выбирают образование в наших учебных заведениях высшего и профессионального образования и в дальнейшем строят карьеру на родине. Просто так уж сложилось, что среди некоторых из них стало бытовать мнение “хорошо там, где нас нет”. И в этом мы, родители, недорабатываем, не убеждая наших детей в обратном.
Говоря о нашем предприятии, отмечу, что сегодня в числе сотрудников есть два кандидата наук и один аспирант химфака ЧувГУ, которые занимают руководящие должности. Это люди, чей пример может лечь в основу выбора профессии будущего выпускника.
— Известно, что вы — сторонник привлечения на предприятие молодых кадров, их становления и профессионального развития. И сегодня немалая часть сотрудников нашего предприятия — вчерашние выпускники чувашских вузов, новочебоксарского химико-механического техникума, которые уверенно строят карьеру в лакокрасочной промышленности. Как вы идентифицируете будущих сотрудников?
— С ведущими вузами и ссузами Чувашии у нас заключены договоры о подготовке профессиональных кадров.
И вообще, видя в ребенке заинтересованность, команда нашего предприятия поддерживает в нем этот интерес на протяжении пути от средней школы до выпускного в вузе. Софья Осипова — один из самых ярких тому примеров.
- Софья Осипова:
— Еще в школе я поняла, что химия дается мне легко, но никак не планировала связывать с ней свою жизнь. Во время одной из профориентационных экскурсий на “Спектр” я поняла, что это предприятие, где хочу работать, перспективное, узнаваемое, с молодым и дружным коллективом. Пришла сюда еще на четвертом курсе химфака ЧувГУ, и уже скоро будет год, как я работаю здесь.
— Что вы думаете про призвание? Бывают, например, прирожденные химики?
— Мне кажется, что уже давно пора уходить от мысли, что у человека есть некая данность, и он — прирожденный химик, врач, педагог или кто-то еще. У любого человека достаточно высокая вариативность.
Считаю, что лучше искать сильные стороны, то, что у ребенка хорошо получается. И дальше развивать их. Через десять лет он, возможно, станет “прирожденным” в том направлении, которое выбрал.
— Как дважды отец, скажите, чего обычно больше хотят современные подростки — денежную профессию, в которой не надо напрягаться, или самореализацию?
— По моим наблюдениям, запрос на самореализацию среди подростков в последнее время вырос очень сильно. Причем ребята могут автоматически сказать, что деньги для них очень важны, и главное, хотят получать хорошую зарплату. Но начинаешь разговаривать, общаться с ребятами, и выясняется, что есть еще много других мотивов. И задача Союза попечителей образования и культуры Новочебоксарска в тесном контакте с педагогическим сообществом как раз в том, чтобы помочь подростку сформировать его предпочтения. А на прямой вопрос: “Чем ты хочешь заниматься в профессии?” — даже не каждый взрослый сегодня сможет ответить.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати