Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Школьные коридоры или бои на выживание

Школа всегда будет самым важным этапом в жизни любого человека. Кроме образования, которое в начале нашего жизненного пути выбирают для нас родители, определяя в лицеи, гимназии, спецшколы, в школе происходит наше взросление. Одни и те же педагоги, один коллектив, а результат такой разный: часть искренних, добрых, ответственных ребят, отдающих отчёт в своих поступках и словах, способных прийти на помощь, поддержать. Всё, что они говорят и делают, в моём представлении, проявление духовности. Другая часть – это те, кто не проявляет себя ни с хорошей, ни с плохой стороны, тихо пришли, тихо отсидели, после школы куда-то упорхнули, их мир для всех за семью замками. Есть ребята, которые высмеивают, обзывают, оскорбляют окружающих, подчёркиваю, окружающих, а не только тех, с кем учатся в одном классе, чтобы казаться значимым,  используют любую возможность для унижения своих одноклассников. В них нет духовности, и что-то мне подсказывает, что и не будет. Самое интересное для меня: как мы приходим к такому итогу? Начну с основных ориентиров, которые мы обязательно проходим по пути к взрослой жизни: Þ утверждение собственных возможностей; Þ приобретение качеств взрослого через равнение на "более взрослого" товарища; Þ стремление к дружбе, желание быть признанным и принятым; Þ взаимоотношения «мальчик-девочка»; Þ защита собственного достоинства. Каждый ориентир в моем представлении – порог, который либо даст тебе возможность переступить его и увидеть, что там, за этим порогом, понять, принять и прочувствовать новую реальность, либо остановит тебя, и ты зациклишься на невозможности преодолеть проблему, и тогда…  А вот что бывает тогда, хочу рассмотреть на примерах. Утверждение собственных возможностей. Самый распространённый случай – использование «кошелька» своих родителей. Например, Саша (имя условное), ему трудно установить контакт с нами: учится плохо, к урокам всегда не готов (зачем утруждать себя, если всё, что душа пожелает, к твоим услугам: планшеты, мобильные телефоны, «навороченные» велосипеды, скутеры), причём без условий, по одному лишь желанию. Подумаешь, почти разучился читать и выразить мысль не умеет, завоевать внимание мальчишек можно и демонстрацией того, чего другим не покупают, потому что хотят, чтобы учились, а не развлекались, или не могут купить, жизнь не «обласкала» финансовыми возможностями. Среди двух-трёх ребят такой Саша очень даже «крутой» мэн. И вдруг трагедия, папа уходит из жизни, крах всех возможностей. Друзей настоящих не было, привлекала только материальная сторона отношений. Одиночество. Хорошо, если такому Саше теперь достанет мужества заняться своим самообразованием. А если нет: тревога, подавленность, недоверие к людям, скептическое отношение к своим возможностям в тех или иных ситуациях. Он замыкается, становится недоступен для окружающих. В итоге - низкая самооценка, критическое мнение о мире, не исключу возможность суицида. И всё от несамостоятельности, чрезмерной доступности того, что, по моему мнению, должен научиться добыть сам, получив образование. Когда же произошёл этот разрыв, кто его спровоцировал? А это информация к размышлению. К таким ребятам, я считаю, нужно проявить сострадание, нужно просто дружить, показывая им, какими на самом деле могут быть благородными люди, обладающие самым большим богатством на земле – духовностью. Нужно показать, каким бывает мир не со стороны, а изнутри, из самой его золотой середины. Не дать остановиться у порога, а пригласить переступить через него. А я сразу эту ситуацию представляю как часть жизни взрослого общества, где такая картина не редкость. Не всегда выпадает красная дорожка человеку на всю жизнь. И тогда всё будет зависеть от этой самой духовности: окружат вниманием и заботой или отвернутся. Готов человек справиться с выпавшими на его долю испытаниями или нет. Вот тогда успешно пройденные пороги взросления могут спасти человеку жизнь. История вторая. У Алёны вызывает восхищение компания девчонок и мальчишек, не дающих друг друга в обиду, в случае неудачи поддерживающей друзей. Она хочет дружить с этими ребятами. Понимает, что здесь всё зависит от неё, нужно поработать над собой, добиваясь успехов в чем-либо, участвуя в различных школьных мероприятиях, развивая в себе индивидуальность и неповторимость, доброту и милосердие, качества, которые ценятся в любом приличном обществе. С этим багажом никогда не пропадёшь: умных, интеллигентных людей с радушием принимают везде. Существует и третья категория подростков. Они с рождения не такие, как все. У них обычно или смешная фамилия, или неординарная внешность, или очень «бедные» родители в прямом и переносном смысле слова, или их отсутствие. Их унижают, избивают, никогда не признают за «своих». Ситуация несколько похожа на первый случай, только в данной ситуации подросток может остаться одиноким не по своей вине. И здесь несколько путей: 1) сломают изнутри, будет на побегушках у какого-нибудь Игоря (условное имя); 2) всё, что нас не убивает, закаляет; 3) или улыбнётся счастье попасть в хороший класс, где будут ребята, расположенные к любому человеку. А теперь другая ситуация. В классе всё устраивает, а что делать, если твоя внешность, ответ, шутка, да просто «личиком не вышел» для какого-нибудь самбиста Кости, у которого, кроме ног и рук, ничего не работает, а развитие никогда не перейдет за рамки ученика третьего класса, потому что и по-русски то разговаривать не научился. Что делать в этом случае? Если на помощь друзей полагаться не приходится,  лучше всего обратиться к учителю. Но защиту вы получите только в рамках школы. Я побывала в кабинете социального педагога нашей школы Лапшиной Ирины Николаевны. Из разговора с ней я поняла, что если в школе учителя могут предотвратить драку, то за ее пределами  отношения становятся сугубо личными. И лучше их не скрывать от родителей и учителей. Мы все можем оказаться в сложной ситуации. Вы, наверное, поняли, что в школе всё по-настоящему. Это лишь начало нашего разговора о порогах взросления. Будьте индивидуальны. Пускай в каждом из нас живет маленькая частичка Алисы: «Никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть».

 

Контакты
Название вашей газеты: 
ЮШКО - Юный Школьный КОрреспондент
Учреждение образования (школа, лицей, гимназия или ссуз): 
Газета "ЮШКО" является отдельным издательским центром, базирующимся в МБОУ СОШ №14 г. Шахунья
ФИО автора материала: 
Екатерина Андреевна Гусева
Адрес электронной почты E-mail: 
Отправить письмо

В Контакте