В номере шесть нашей газеты в рубрике «Глазами подростка» я затронула ряд вопросов, которые заинтересовали моих ровесников. Я обозначила основные ориентиры, которые, на мой взгляд, мы обязательно проходим по пути к взрослой жизни. Разговор шёл об утверждении собственных возможностей, статья понравилась. Но меня спросили: «А где же ценность собственного Я и что я думаю по этому поводу?»
Продолжим диалог.
Представьте себе мир, в котором царит идиллия. Согласитесь, что и гармония в окружающем мире кому-то может доставлять неудобства, и вся система снова рушится. А почему? Причина в том, что мы не роботы, а люди, личности. Каждый из нас индивидуален, не похож на остальных, а потому у каждого свое представление об идеале, и не все готовы смириться с тем, который навязывают ему.
Возьмем, например, случай из жизни. В средних классах во многих школах можно увидеть подростка, который сильно выделяется из общей массы однокашников. Предположим, таковой является Света (условное имя), умница, красавица, она определенно лидер, все ее любят, учителя хвалят. Вокруг нее всегда бегают подружки-соратницы-совет-чицы-сплетницы. Света быстро нашла путь к успеху, ей легко все дается. Но даже если она заплатила большую цену, прежде чем купаться в лаврах и похвалах, теперь, когда она уже «звезда Олимпа», ее мало волнуют успехи одноклассников и друзей. За почетное место на пьедестале она будет «драться руками и ногами». На лицо симптомы Звездной болезни.
В этом ничего плохого нет. Света добилась, чего хотела и неважно, как она показала миру свое Я, свою индивидуальность, которая отличает ее от других. Проблема лишь в том, что одна половина смело копирует ее образ и способы достижения целей, а другая половина, чувствуя себя никем по сравнению с «идеальной» Светой, действительно становится стайкой серых мышей. Какая тут может идти речь о поиске собственного «Я», утверждении своих возможностей.
Нас с самого детства пытаются подогнать под рамки идеала, учат, что надо и что не надо делать, как правильно поступить в той или иной ситуации. И самое страшное, что больше урона нанесет не та самая Света, а учителя и родители. Как взрослые не понимают, что те самые шероховатости в нас, что так и лезут наружу и выделяют нас из массы, и есть то, что мы должны так беречь и развивать.
Уильям Мак-Гуайр и его коллеги из Йельского университета сообщают: когда детей просят рассказать о себе, они предпочитают говорить о том, что отличает их от окружающих. Дети, родившиеся в других странах, более склонны, чем другие, к упоминанию места своего рождения. Рыжие дети чаще, чем темноволосые и блондины, по собственной инициативе говорили о цвете волос, а худые и тучные — о своем весе. Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам, не забывали сказать о своей расовой принадлежности. Точно также мы острее осознаем свои пол, когда находимся в окружении лиц противоположного пола.
Ирония заключается в том, что, хотя никто из нас не хочет быть «белой вороной», все мы похожи друг на друга своим желанием быть «не как все» и вниманием к тому, в какой мере нам это удается. Однако, как следует из результатов изучения предрасположения в пользу своего Я, нам нужно вовсе не любое отличие, а только отличие «в правильном направлении». Мы стремимся не к тому, чтобы просто отличаться от среднестатистической личности, а к тому, чтобы быть лучше ее.
Утверждение себя – это признание собственной ценности и, следовательно, ценности наших мыслей, желаний и чувств. Утверждая себя, мы заявляем о своем праве самостоятельно решать, каким путем идти, как жить и во что верить. И мы позволяем другим людям делать то же самое.
Думать, что утвердить себя можно только за счет других, только подавляя и унижая окружающих, – это большое заблуждение. Наш выигрыш не обязательно означает чей-то проигрыш. Отношения могут и должны быть равными, свободными и взаимно выгодными. Именно к таким отношениям стремится разумный и уважающий себя человек.
Если люди считают, что в жизни можно только подчиняться или господствовать, только быть жертвой или приносить других в жертву, они показывают свою душевную ущербность и узкий кругозор.
Уважающий себя человек предпочитает создавать и преумножать ценности, а не отнимать и делить. Но для этого ему вначале нужно признать ценность собственного «я».