Выставка произведений живописи Константина Коровина открылась в Казани
Выставка сформирована из сорока восьми живописных произведений, документов и фотографий. В основе экспозиции лежат произведения из собрания Русского музея (Санкт-Петербург). Также экспонированы документальные материалы из отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета. Есть предметы искусства из фондов ГМИИ РТ. Каждый предмет снабжен аннотацией.
Грамотно выстроенное экспозиционное пространство дает полное представление о творчестве великого мастера. Жаль, конечно, что выставка не такая масштабная, как та, что прошла в 2011 году в Государственном Русском Музее, выставка-антология творчества Коровина К.А., где было представлено 250 работ из собрания 15 российских музеев.
Под экспозицию в ГМИИ РТ было освобождено 7 залов. Казалось бы, многовато для 48 работ, ан нет: казанцам повезло. Из Питера привезено несколько монументальных панно, созданных для Русского павильона Всемирной выставки в Париже (1900). За оформление экспозиции павильона Константин Коровин был награжден орденом Почетного легиона. ГРМ обладает уникальной коллекцией панно Константина Коровина, пролежавшей в запасниках, в скрутке. К 150-летию со дня рождения Константина Алексеевича (к 2011 году) сотрудники музея отреставрировали панно, и через 110 лет коллекцию монументальных полотен К.Коровина наконец увидел зритель.
На выставке в Казани представлено несколько декоративных панно, в т. ч., «Скалы на берегу моря», «Птицы», «Птицы на скалах Полярного моря», «Пристань и фактория на Мурмане», «Поезд самоедов» и др.
Что поражает в этих панно, так их современность. В работах видно увлечение художника модернизмом. Модернизм долгое время не приветствовался в СССР, вот и не экспонировали панно, вот и пролежали они в запасниках уйму лет. А картины очень интересные, это изюминка нынешней выставки.
Возьмем, к примеру, «Поезд Самоедов», написанный Константином Коровиным в 1899 году. Неслучаен выбор материала, делающий панно декоративным: художник пишет темперой по холсту, используя для фона розовые, нежно-голубые и серые тона - цвета Севера. Аргиш: оленей, погонщика упряжки и нарты - отмечает темными пятнами разных оттенков коричневого. Оживляет панно Константин Алексеевич небольшими вкраплениями оранжевой краски, которой пишет харей в руках погонщика и попону на спине оленя.
Каждая линия, даже самая малая, совершенна, она создает рельеф местности, задает ритмичность рисунка, а вместе с тем, и передает движение аргиша. Художественными приемами мастеру удается передать атмосферу севера и свое отношение к нему.
К теме Севера Константин Коровин впервые обратился в 1894 году. На выставке представлен эскиз «На севере» (1899).
Станковыми полотнами, наполненными любви к родному краю, человеку оформлен шестой зал. Все работы написаны в пастозной манере письма, очень солнечные и оптимистичные.
Коровин - мастер портрета. В экспозиции привлекают внимание «Портрет артистки Любатович», (1880-х), «Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина (1873-1938)» (1911) и «Автопортрет» (1938).
Все портреты в высшей степени психологичны. «Портрет артистки Любатович», получился у Коровина по-ренуаровски нежный. Девушка, сидящая на подоконнике юна, романтична. Лучики солнечного света ласкают молоденькую хорошенькую головку, играют на ее платье розовато-белого цвета.
В 1911 году Коровин создает портрет своего друга, прославленного великого оперного и камерного певца Федора Ивановича Шаляпина. Несмотря на то, что Коровин пишет Шаляпина в по-домашнему непринужденной обстановке, чувствуется грандиозность, уже состоявшейся, как бы сейчас сказали, медийной персоны. Легкая и добрая улыбка на лице, непринужденная поза иллюстрируют яркий темперамент, жизнелюбие певца, перекликающееся с мироощущением художника.
Автопортрет (1938) года написан в зрелом возрасте, к тому времени, уже тяжело больным человеком, в жизни которого было много утрат, потерь. Вот почему во взгляде сквозит напряжение. Мастер психологического портрета Константин Алексеевич Коровин четко, до мельчайших нюансов, передает свое душевное состояние. Портрет написан за год до смерти.
В последнем зале наряду с «Автопортретом» можно ознакомиться с документальными материалами отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета. Среди которых каталог выставки, книги, фотографии.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
korovin.jpg | 106.51 кб |
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати