Блага и вред цивилизации
На современного человека обрушивается огромный поток информации с помощью как уже ставших привычными в XX веке источников (радио, телевидение, пресса), так и бурно развивающихся в XXI веке (Интернет, мобильная связь). Трудно уже встретить семью, где бы не был освоен компьютер. Актуальным становится вопрос: с какого возраста надо приобщать детей к информационным технологиям?
Знаю многих родителей, которые считают: чем раньше — тем лучше. У них вызывает неподдельный восторг способность едва научившегося ходить младенца пользоваться пультом телевизора, включать компьютер, нажимать на кнопки клавиатуры.
Порой приходится только удивляться, с какой наивностью они калечат еще не сформировавшуюся психику ребенка, не говоря уже о его физическом здоровье.
Недавно гостила у знакомых. Глава семьи по роду работы часто сидит дома за компьютером, а его двухлетний сын любит проводить это время у него на коленях. Счастливый отец решил продемонстрировать мне, как его сын “обожает самолеты”. Ребенок довольно уверенно нажал пальчиком на кнопку мышки, открыв файл с роликом к фильму “Перл-Харбор”.
На экране стали динамично сменять друг друга картинки полета самолетов, взрывы кораблей, перекошенные лица солдат, опять самолеты, вспышки, взрывы, падающие люди, их озверелые лица. Все это сопровождалось такой же динамичной и навязчиво-агрессивной музыкой. Мальчик смотрел на экран широко раскрытыми глазами, словно зомби, не замечающий ничего вокруг. А родители умиленно наблюдали, как их сына завораживает этот дьявольский видеоряд, и приговаривали: “Самолеты, да, Алешенька? Алеша обожает самолеты. Он и смотреть ничего больше не будет, если нет самолетов”.
Им и в голову не приходило, что не сами по себе самолеты так притягивают внимание ребенка, а именно это динамичное зрелище со вспышками и ритмичной музыкой, которое действует на незащищенную психику мальчика, попутно закладывая в глубины подсознания картины разрушения и агрессии.
Мои попытки объяснить знакомым опасность подобных просмотров натолкнулись на стену непонимания. Более того, когда я рассказывала эту историю другим людям, большинство не нашло в ней ничего страшного и с удовольствием поведало мне об успехах в освоении современной техники своих детей и внуков. И лишь те, кто работает в школе и имеет дело с современными детьми, поняли меня.
По мнению учителей, ребята очень изменились за последние 5-6 лет, как раз в это время почти у многих появились компьютеры и мобильные телефоны. Дети стали равнодушны к реальному миру, их трудно чем-либо заинтересовать, им не удается строить межличностные отношения, часто они проявляют агрессию друг к другу и к взрослым. Увеличивается количество детей с синдромом гиперактивности. Им трудно вообще на чем-либо сосредоточиться.
Конечно, изучению подобных проблем будет посвящено не одно научное исследование, но неравнодушные к здоровью своего ребенка родители уже должны по мере своих возможностей ограждать детей от слишком агрессивно наступающих благ цивилизации.
Татьяна ЛАБИЛЬНАЯ.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати